Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 77 УДК 75.01 Л . И . Решетова ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru Слово – картина - диалог в творчестве художника Александра Майорова В статье впечатления от выставки заслуженного художника России А . И . Майорова увязаны с проблемой восприятия живописи постмодерна . В ней рассматриваются особенности диалога реципиента с современной картиной , отмечается своеобразие постмодернистской живописи А . И . Майорова , важность предварительного знания для выявления смысла его интертекстуальных работ и их интерпретации . Ключевые слова : картина , живопись , зритель , постмодерн , интерпретация , игра , портрет . Составители каталога выставки А . И . Майорова « Дары и Хранители » репрезентирует ее экспозицию четырьмя разделами : « Символы и версии », « Представление персонажей », « Неслучайные сюжеты », « Избранные ассамбляжи ». Относительно их свою интерпретацию работ предлагает во вступительной статье искусствовед Е . Короткая [1]. Однако зритель вправе дать и свои версии толкования картин , что он обязательно и сделает , так как работы художника не просто приглашают к диалогу , а втягивают в него . Искусство А . И . Майорова , продолжающее традиции авангарда и модернизма , существует в пространстве постмодерна и , как правило , есть результат мыслящего взгляда , что предполагает работу мысли и зрителя , глубина смысла изображения непостижим вне интеллигибельности . Одной из особенностей постмодернистской живописи А . И . Майорова является не линейно - сюжетное построение , а одно моментно - клиповая организация пространства , которая приобщает зрителя к новому для него визуальному опыту , опыту , который обусловлен современной визуальной культурой . Зритель постмодернистской живописи неизбежно втягивается в « игровые действия » с нарисованными артефактами в процессе восприятия и интерпретации картин . « Играя » реципиент может расположить их по своему усмотрению , или , задавшись вопросом , почему именно так они расположены , каково значение этих цветов , не встречаемых в реальности , каков смысл форм , линий , пуститься в путешествие по волнам своей памяти . Принципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны . К разгадке смыслов картин А . И . Майорова наряду с красками , композицией , сюжетом картины причастны и образы предметно - вещного мира , которыми насыщены работы мастера . Разгадывая их , зритель будет прослеживать ассоциативные ряды автора и выстраивать собственный дискурс . Такой картиной , где игра как композиционный принцип отчетливо видна , является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=