Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 64 Особенно сильно эсхатологическое сознание эпохи ощущалось после смерти И . В . Сталина , повлекшей за собой чувство кризисности , ощущение конца , массовый психоз и атмосферу всеобщей скорби и , как следствие , волну суицида . Все это позволяет сделать вывод о том , что смерть И . В . Сталина явилась катализатором возникновения эсхатологической истерии . Например , современный отечественный исследователь И . Г . Яковенко , отмечает , что « эпизод всплеска массовой эсхатологической истерии в СССР падает на памятные старшему поколению похороны И . Сталина » [14, с . 89]. Эсхатологическая истерия , на наш взгляд , может быть применима к этому ключевому событию истории СССР двояким образом . С одной стороны , под эсхатологической истерией следует понимать « коллективное навязчивое поведение с выражением сильных эмоциональных и физических реакций на какое - либо событие , способное привести к гибели большого количества людей » [13, с . 210]. Факт массовой истерии и большие человеческие жертвы были зафиксированы во время похорон И . В . Сталина . Для поэта Е . А . Евтушенко это событие отпечаталось в памяти , поразив тем , что люди , превратившиеся в гигантской , многоликой толпе в чудовищной давке в « монстра ». Толпа с общим лицом монстра была неуправляема и жестока . Он написал : « Я помню это , и это было зрелище апокалипсическое …» [4]. О массовой истерии и чудовищной давке в различных местах Москвы унесшей « немало человеческих жизней …» во время похорон вождя советского народа И . В . Сталина также писал отечественный историк Д . А . Волкогонов [1]. С другой стороны , под эсхатологической истерией следует понимать « особое состояние общества , характеризующееся резким всплеском идей о приближающемся окончании существующего миропорядка , разрушении структурных связей и дестабилизации механизмов социального управления » [13, с . 211]. Именно смерть И . В . Сталина для большинства советских людей символизировала разрушение существующего миропорядка и распад социальной реальности , ощущение кризисности и нестабильности общества . Здесь следует говорить о наличии в середине 50- х гг . XX в . в CCC Р « социальной эсхатологии », для которой , по мнению современных отечественных исследователей Д . В . Гусева и И . В . Желтиковой , главным является « распад социальной реальности » [3, с . 21-22]. На социальном аспекте эсхатологии эпохи сталинизма акцентирует свое внимание так же современный религиовед и социолог М . Жеребятьев [15]. Смерть И . В . Сталина явилась кризисным моментом истории советского народа , став « рубиконом » перехода от наступившего социального кризиса к неизвестной эпохе . Это породило эсхатологические настроения , сформировало и распространило эсхатологическое сознание в обществе . Например , об этом писал современный отечественный исследователь Ф . Н . Петров [6, с . 22]. По нашему мнению , на распространение эсхатологического сознания в обществе влияние оказала геополитическая и историческая обстановка конца 40 – начала 50- х гг . XX века , на фоне которой смерть И . В . Сталина воспринималась наиболее остро . Так как на фоне смерти обожествленного вождя советского народа началось зарождение глобальной геополитической , военной ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=