Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 63 – Сталин и разница между должным и недолжным , между « революционной целесообразностью » и « социал - предательством », между « генеральной линией партии » и « изменой » ( Родине , делу Ленина - Сталина и т . д .) принадлежит исключительно ему » [7, с . 71]. Верховенство догмы , фанатичная преданность вождю и партии , отсутствие грани между содержанием категорий добра и зла и определением их актуализации в жизни советского человека приводят к осознанию того , что сталинская этика имеет квазирелигиозную природу . Нравственным регулятором становиться страх , который также заменяет совесть и формируется на основании появляющегося и вырастающего в сознании глубокого чувства вины . Само чувство вины , а потом и страха человек испытывает не перед Богом , а перед обожествленным вождем в целом . Страх становиться одним из основных элементов наряду с доктринальностью исполнения транслируемых вождем , партией императивов формирующих фанатичный характер веры человека . Помимо этого мы также должны помнить и о том , что эсхатологическая проблематика , настроения и представления , в большей или меньшей степени присутствующие в религиях , характерны и для квазирелигий , часто они имеют характер вневероисповедной массовой эсхатологии , развивающейся в рамках реализуемого в обществе идеологией того или иного социального мифа . Сталинскую этику отличает присутствие эсхатологического элемента в культе личности . Реализацией эсхатологического элемента являются настроения , представления и сам характер веры человека . Мы считаем , что « эсхатологическое настроение характеризует человеческий опыт в соединении с растущим чувством беспокойства и тревоги , приближающим глобальную катастрофу в эмоциональном психологическом и когнитивном планах » [12, с . 36]. Сами размышления о том , как разворачивается эсхатологическая картина истории и культуры всегда реализуются через веру , а именно через эсхатологическую веру . Через ее эмоциональные и рациональные элементы чувства и мировоззрение выражаются в его существовании и определяют его основы [12, с . 36]. В дальнейшем квазирелигиозная этика сталинизма уступает место уже этике светской , научной дисциплине . Началом данного перехода служит смерть Сталина . Парадигма ценностей претерпевает изменения : долг как универсальная форма социального сознания исчезает , распоряжения перестают восприниматься как догма , отступает страх и сопутствующее ему чувство вины . Наступает время « хрущевской оттепели ». Конечно , мы не можем говорить о полном исчезновении элементов сталинской этики , однако они перестают восприниматься как связанные , теряют общеобязательный характер и постепенно уходят на периферию общественного сознания . Хотя формально культ личности был свободен от религии , социальная и культурная действительность находилась под сильным религиозным влиянием . Неизменный страх , вера в существование « внутренних » и « внешних » врагов , постоянное чувство беспокойства и замешательства , ощущение непрочности бытия – все это характерно для эсхатологического компонента и присутствует в культе личности И . В . Сталина и во всем общественном сознании той эпохи .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=