Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 62 отсылает ( в том числе и на бессознательном уровне ) нас к изначальному образцу , который был изменен , десакрализован , дешифрован , демифологизирован , заменен иным содержанием и направлен на область мирских интересов человека . « Квази », на наш взгляд , всегда , как и религиозное , содержит предельный интерес . Если в религии предельным интересом выступает Бог , « божественное », то квазифеномен это поиск « божественного » в мирской реальности [ см .: 10, с . 338-340; 11, с . 134-138]. В данном случае « божественным » в сталинской этике выступает культ вождя . Предельным интересом , то на что направлена вера человека , используя терминологию П . Тиллиха , на наш взгляд , выступает вождь . Человек посредством веры ( которую также можно определить как квазиверу ) в вождя актуализирует те императивы , которые транслирует этика сталинизма . Сознание индивида эпохи культа личности , отражение действительности связано непосредственно с вождем , его действиями и приказами , которым не могут ставиться под сомнение . Подобная связь определяет деятельность социальную , культурную и творческую деятельность индивида критерием полезности . Категория полезности становиться главным критерием для оценки действий , работы , взглядов , творчества . Все действия , в том числе и те , которые в других видах этики можно соотнести со злом , так как причиняют вред , угрозу жизни и влекущие к ее утрате , могут расцениваться , как полезные и быть соотнесены с добром . Например , донос на соседа , который негативно высказался о вожде в приватном разговоре , как и ударный труд на угольной шахте будут иметь одинаковую ценность , как действия имеющие пользу для партии . Поэтому в социальной , культурной и творческой действительности сталинской эпохи не существовало классических различий между добром и злом , поступок не мог оцениваться как плохой или хороший , так как не существовало критерия подобной оценки , единственно верным критерием считалась полезность действия для партии . Результатом такой идеологической политики стало то , что даже творческий метод соцреализма имел лишь единственную задачу : освещать задачи , поставленные вождем и партией . Продукт культурной и творческой деятельности авторского сознания имел единственный критерий – критерий пользы . Помимо долга - пользы мы имеем еще один вариант модификации этических категорий . А именно совесть - целесообразность . Об этом , например , так же писал Р . Н . Редлих : « Совестная оценка поступков чужда сталинизму . Она подменяется оценкой их целесообразности . То , что служит целям сталинизма одобряется не потому , что почитается за добро , а потому , что само одобрение рассматривается как стимул для дальнейших аналогичных поступков , то есть потому , что одобрение это тоже целесообразно » [7, с . 72]. Подобная парадигма определяет природу этики сталинизма не как светскую , но квазирелигиозную . Отличительной чертой веры становиться ее фанатичный характер . О псевдорелигиозной природе в этике сталинизма писал отечественный философ Р . Н . Редлих : «… показная , внешняя сторона сталинской этики исходит не из марксистской теории : она имеет собственный тип сталинской псевдо - религии . Высший жрец и божество этой псевдорелигии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=