Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 61 партии , любви или не любви советским человеком вождя , польза или вред от действий человека для общего дела . Формой сознания и ее практической реализацией становятся долг как форма сознания и польза как практическая реализация долга перед вождем и партией . Долг становится особой формой сознания , заменяя собой мораль . Любая директива , исходящая от вождя и руководства партии рассматривается как догма , стоящая выше добра и зла . Выполнение предписаний становиться добром , несет пользу , не выполнение несет вред , зло . Слепое подчинение является эталоном . Советский человек не сомневается в истинности линии партии . Слепая вера советского человека направлена не в область трансцендентного , будучи секулярной квазиверой она направлена на вождя , который бессознательно опознается как « божественное ». В научной литературе все чаще говорится о квазирелигиях . Серьезным вкладом в исследование квазирелигиозности , социальной мифологии ( в том числе и российских социомифологем ) и их влияния на исторические судьбы наций , субкультурных религий , современной религиозности можно считать работы таких философов , социологов , теологов , религиоведов , как М . Вебер , К . Мангейм , П . Тиллих , Р . Барт , Н . Я . Данилевский , Н . А . Бердяев , Ф . А . Степун , Н . О . Лосский , Е . С . Элбакян , П . С . Гуревич , В . С . Полосин , Д . Е . Фурман , Т . Б . Щепанская , Л . В . Хирьянова , О . Н . Римская и т . д . Для раскрытия термина « квази » применяемого нами к этике сталинизма отдельно хотелось бы выделить работу зарубежного философа П . Тиллиха « Христианство и встреча мировых религий », где он наряду с другими проблемами рассматривает встречу в современном мире религий и квазирелигий , их предмета веры . Термин « квази » используется нами преимущественно в понимании , данном П . Тиллихом , определяющим его не как выражающий сущность « псевдо » образований ( которые представляют неудачную попытку добиться сходства с оригиналом и сходство с ним не является подлинным ), а как новообразование , имеющее подлинное , а не преднамеренное сходство , имеющее в своей основе тождественные элементы с существующим оригиналом . П . Тиллих сводит « квази » к рассмотрению лишь трех видов « секулярных квазирелигий », секулярных движений , которые « обнаруживают типичные черты настоящей религии , оставаясь в то же самое время явлениями совершенно иного порядка » [8, с . 398]: национализма ( яркий пример - фашизм ), социализма ( яркий пример - коммунизм ) и либерального гуманизма . На наш взгляд , « квази » предполагает создание на основе специфики веры социальных мифомоделей , которые рождаются и существуют в массовом сознании и формируют его в дальнейшем . Мы не совсем согласны с мнением о том , что « квази » равнозначно « псевдо ». « Псевдо » включено в « квази », являясь следствием секулярных процессов , происходящих в обществе , мире . Это неотъемлемый элемент изменяющегося мира , трансформации ценностей и идеалов , культуры , парадигмы мышления . Мы считаем , что « квази » - это модификация ранее существовавших традиционных феноменов , придание светским феноменам религиозных черт , замещение квазифеноменами исконных , обладающих подлинной природой , истинностью , всеобщностью . Специфической чертой « квазифеноменов » выступает то , что даже при замещении исконного феномена « квази » всегда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=