Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 60 ценности как промежуточное звено между знанием и действием [9, с . 22]. Данный тезис лег в основу идеи о необходимости разработки марксистской аксиологии – теории ценностей , науки , которая бы выделяла ценность в отдельный предмет научного знания . Западные философы рассматривали ценность как исключительно индивидуальную категорию , исключая социальные и культурные аспекты человеческой жизни . Отечественный философ О . Г . Дробницкий выступил с противоположным мнением , представив собственную концепцию категории ценности и ценностного отношения [2, с . 25-26]. По существу данная полемика определяет рождение и развитие светской этики в Советском Союзе . Но чтобы данный период и идеи , которые отстаивались в нем , состоялись , ему должен был предшествовать подготовительный период . Таким подготовительным этапом и стала этика сталинизма . Характерными чертами данного подготовительного периода времени И . В . Сталина , на наш взгляд , стали : отсутствие выделения и понимания этики как отдельного предмета научного знания и морали как особой формы сознания ( поэтому нравственность не понималась как практическая реализация морального сознания ), рождение множества категорий - заменителей традиционной парадигмы этических категорий . В этике культа личности через влияние социальных институтов главным для индивида было при мотивации и актуализации руководствоваться не ценностным содержанием поступка , но критерием полезности поступка для партии и вождя . Вождь является главным критерием и категорией , которая лежит за пределами добра и зла , она дозволяет и оправдывает любое преступление во имя авторитета вождя [ см .: 7, с . 72]. Тем самым вождь имел абсолютное влияние на моральную и аморальную стороны любого поступка , жизнь индивида эпохи культа личности базировалась только лишь на директивах руководства партии : аморальным признавалось любое мнение или действие против установок партии и вождя , моральным – соглашение с линией партии . Авторитет вождя становится всесторонним и проникает в сферы социальной и культурной реальности . Личность вождя превращается в абсолют , служению которому индивид посвящает свою жизнь . Предельным интересом человека , то есть его веры , становиться « божественное » в образе вождя . Это влияет на актуализацию в жизни человека нравственных принципов , которые соотносятся с директивами партии , официальной идеологией . Характерным для понимания такой категории этики как долг в сталинской эпохе является то , что он не имеет морального содержания . Долг этики сталинизма - это идеологическая категория , которая определяет социально - культурную активность индивида . Долг , долженствование находились в тесной связи в сознании советского человека с пониманием , принятием и следованием приказам партии и вождя . Этика сталинизма обладает еще одной отличительной чертой , которая выделяет ее в отдельный период в историческом развитии этики в России : оппозиция добра и зла в классическом категориальном варианте не присутствует . Добро и зло соотносятся с долгом , в следовании , подчинении или не подчинении линии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=