Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 47 смерть ». Данный вывод изменил и нравственное состояние героя , он ощутил себя свободным от моральных обязательств перед людьми , поскольку на пороге смерти эти обязательства уже не принесут пользу человеку . Герой данного рассказа так и не смог научиться не цепляться за жизнь , о чем свидетельствует убийство кошки или обращение к черной магии , ему ужасно от того , что другие продолжат жить . Вставкой в рассказ служит история сестры героя Софьи . Она перешла от распутной жизни к « светлому мистицизму » и стала искать живого общения с Богом . « Этически ценным ( добрым ) поступком является поступок того , кто предпочел добро злу » [1, с . 241] – пишет Г . В . Валеева . В этом смысле обращенность к мистицизму не является ценным поступком , так как сделан он был из - за страха за свою жизнь . Данный переход во многом непонятен , поскольку у Софьи начисто отсутствовала совесть : « Если я их и убила (18 детей ), то ведь зато существуют восход солнца и цветы ». По всей видимости , преображению жизни Софьи способствовали слова врача о неизбежности смерти от следующего аборта . В данном рассказе мы видим двух людей перед лицом смерти , но выбравших разные пути дальнейшего существования . Если для Софьи – это стремление ввысь , то для главного героя – путешествие по замкнутому кругу . Мы рассмотрели практически все ранние работы Ю . В . Мамлеева . Основные выводы , которые мы можем сделать в результате данного анализа : 1. Ранние рассказы отличаются дистанцированностью автора от персонажей , что текстуально проявляется в ведении в текст фигуры рассказчика ; 2. Идейным содержанием « ранних рассказов » Ю . В . Малеева является « метамотив смерти как радикальной метафизической метаморфозы человека , как качественно иного состояния жизне - смерти , после - жизни » [11] . 3. Метафизическая проблематика рассказов проявляется посредством описания в них экзистенциальных состояний героев : ужасания , предельного вопрошания ( наиболее ярко выражено - в рассказе « Счастье »), счастья ( острое переживание необходимости достижения человеком счастья , его поиски перед лицом смерти ) и опыта соприкосновения со смертью ( от практически мгновенного и неожиданного в « Куриной трагедии » до многодневного – в « Неприятной истории »). 4. Герои Мамлеева жаждут приобщения к трансцендентному ( абсолютному счастью , бессмертию и т . д .) при жизни , причем основным методом становятся постановка себя в « пограничные ситуации ». Как правило , это ведет к смерти героя либо в физическом , либо в духовном аспекте ( возвращение к прежней обыденности ). 5. Оппозиция подлинной и неподлинной экзистенции в рассказе выражена особенно сильно , благодаря художественным выразительным средствам – прежде всего гротеску . Неаутентечная экзистенция описывается автором в вульгарно - натуралистическом ключе ( обжорство , черствость , педантизм и формализм ). Перед лицом смерти герой либо достигает аутентичности , либо пройдя круг возвращается к неаутентичному существованию « Смерть рядом с нами ».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=