Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 45 Хотя основной темой здесь является тема всепоглощающей власти над враждебным окружающим миром . Для учительницы все представляет опасность за исключением шкафа . « Но все кругом враждебно , — думает она , мысленно покачиваясь в кресле , – только шкаф добрый ». Все это подчеркивает расшатанность представлений учительницы о мире . Здесь мы вновь видим героя , выходящего из обыденности повседневного . У Анны Анатольевны настолько высокое представление о « Я », можно сказать апофатическое : « Я » – это слишком великое и недоступное , чтобы быть просто Анной Анатольевной . В конечном счете , Анна Анатольевна определяется , что она императрица , не признанная в этом мире . Она – императрица духовная и ее корона состоит из мыслей и украшена любовью к себе самой . Она достойна подписывать смертные приговоры , а не школьные дневники . Она внутренне плачет , что в эмпирическом мире это совсем не так . Рассказ « Улет » [5] открывается метафизическим вопросом « Существую я или не существую »? В рассказе нет событий как таковых , есть лишь цепочки метафизических рассуждений . Они выглядят отрывочно и аргументы Анатолий Борисович приводит необычные , например , « хлопает себя по заднице », рассуждая о своем существовании . Постоянные размышления над онтологическими вопросами меняет всю жизненную систему героя . Герою все становится удивительным и загадочным ( ср . Аристотелевское удивление ). « Загадочным и то , что он женился , и то , что ему тридцать пять лет , и то , что он родился в России , и даже то , что над ним висит , куда бы он ни пошел , — небо ». Но удивление провоцирует в герое не столько желание познания , сколько разочарование , вселяет , подобно античным скептикам , уверенность в бессмысленную текучесть мира . В мировоззрении Анатолия Борисовича много схожего с идеями Васи из « Макромира » он одинаково может наказывать дочку и лампочку в подъезде . Мир давил своей бессмысленностью . « Это потому что он меня переплюнул , отсюда и его бессмысленность , – решил он . – Даже столб , неодушевленный предмет , и тот меня переплюнул ». В рассказе « Исчезновение » вновь поднимается проблема смерти . Но здесь мы нее видим ни глубоких размышлений героини , ни драматических событий . Героиня рассказа умирает в муках , а со стороны ее окружения ( даже родственников « Чего она так кричит , – подумал он . – Ведь теперь меня засмеют во дворе », – сказал ее муж ) это рассматривается как досадная помеха покою и общественному порядку . В рассказе « Борец за счастье » [5] автор вновь обращается к проблемам поиска смысла человеческого счастья . Для героя рассказа – Сережи Икова счастье является целью жизни . « Счастье – это очень много , – говорил Иков . – Но это также то , что делает меня великим ». Разумеется , окружение Икова подобных эвдемонистических идеалов не разделяет и относится к герою как ненормальному . Первая попытка найти счастье почти удалась : он повесил в своей комнате репродукцию Шишкина . « Светится она на меня , – — подумал он . – Вроде я теперь и велик и счастлив ». Но для полноты счастья чего - то не доставало . В конечном счете , Сережа отыскивает « ключи счастья ». Его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=