Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 42 Мамлеева пьяницы , калеки , преступники , сумасшедшие с одной стороны и « обычные » люди , отличающиеся лицемерностью и подлостью . В данной статье , мы рассмотрим лишь небольшую часть творческого наследия М . В . Мамлеева – его « ранние рассказы ». Они достаточно хорошо изучены с филологической точки зрения [5], но практически выпали из поля зрения философов , сосредоточивших свое внимание на романах Ю . Мамлеева , прежде всего на « Шатунах » и сугубо философской работе « Судьба бытия ». « Метафизический реализм » намерено натуралистично изображает « внешнего человека », поскольку за ним видит человека « внутреннего ». Почему же автор выбирает жанр не традиционного метафизического трактата , а рассказа ? Возможность искусства быть сферой выражения высокой метафизики и философии коренится , по мысли Мамлеева , в его образном языке — « образ может быть выше идеи , ибо он более многопланов , более парадоксален , чем просто мысль [6, с . 84]». Перейдем непосредственно к рассмотрению экзистенциально - метафизических слоев ранних рассказов Ю . В . Мамлеева . В рассказе « Счастье » [5] предельный вопрос « Что есть счастье ?» формулируется Гришей . В диалоге с собутыльником Михайло Гриша подчеркивает , что , согласно деревенским меркам , все у него есть . « Ведь все вроде у меня есть , что у тебя ... Корова , четыре бабы , хата с крышей , пчелы ... Подумаю так : чево мне яще желать ? Ничевошеньки . А автомобиля : « ЗИЛ » там или грузовик — мне и задаром не нужно : тише едешь , дальше будешь ... Все у меня есть », - говорит он . Но этого герою рассказа мало . Мало не в материальном смысле , а мало в плане глубины . Подобные размышления провоцируют у Гриши страх и тоску ( Оттого и страшно <...> Тоскливо мне <…> Очень скушно мне <…>). Разумеется герой так и не находит ответа на своей вопрос . Подчеркивается антиномичность счастья веселым состоянием Гриши после травмы , случившейся с его дочерью и грустным после встречи с « ёлочкой ». Но особенно сильно состояние беспредметного ужаса нарастает у героя тогда , когда он думает о самом себе . Таким образом , в рассказе « Счастье » мы видим хайдеггеровскую систему философствования : Гриша в состоянии ужаса и тоски ставит вопрос о самом себе и мире в целом на который может дать только антиномичный ответ . Его размышления находят сопротивления со стороны Das man- Михайло , который считает данные вопросы пустыми и советует обратиться к профессорам , которые « мозги кастрируют ». В следующем рассказе « Макромир » [5] главный герой так же из народа ( шесть классов образования ). Это рабочий Вася Жуткин . Здесь нет самого метафизического вопрошания , но есть его результаты : как теоретические ( например о Боге , « не то что бы он считал , что Бога не существует , но ему почему - то всегда хотелось плакать , когда он вспоминал о Боге »), так и духовно - практические . Вселенная представляется герою в виде блина , в котором стираются все грани . Эта амбивалентность вселенной в целом , стирание противоречий подчеркиваются Мамлеевым постоянно различными языковыми средствами ( оксюморонами « считали его необычайно обычным человеком »,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=