Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 41 УДК 130.3 А . В . Слобожанин ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: 8-953-955-65-07, e-mail: tiaen@rambler.ru «РАННИЕ РАССКАЗЫ» Ю. В. МАМЛЕЕВА: ЗАРОЖДЕНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В статье рассматриваются ранние рассказы российского писателя , основателя « метафизического реализма » Ю . В . Мамлеева . Основное внимание уделено анализу экзистенциальных переживаний героев произведений и авторского отношения к ним . Ключевые слова : метафизический реализм , Ю . В . Мамлеев , литературный андеграунд , метафизика , экзистенция . В российской литературе второй половины ХХ – начале ХХ I веков продолжает развиваться экзистенциальная традиция , идущая от Ф . И . Тютчева , Л . Н . Толстого и Ф . М Достоевского . Несмотря на неблагоприятные общественно - политические условия для ее развития , она не была прервана в советский период ( подробно об этом читатель может прочесть в работе Заманской В . В . « Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века ») [3]. Ю . В . Мамлеев , безусловно , относится к писателям экзистенциального , направления « метафизического реализма ». Именно с его ранних рассказов датируется появление данного литературного направления . Спецификой данного направления является реалистичные по форме произведения , в поле которых вводится метафизическая проблематика , коренными вехами которой в плане понимания произведений Ю . В . Мамлеева является метафизика М . Хайдеггера . « Метафизика есть вопрошание , в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так , что сами , спрашивающие , оказываемся поставлены под вопрос » [10], - определяет метафизику немецкий философ . Именно хайдеггеровское метафизизическое вопрошание в наибольшей степени « захватывает » жизнь героев его рассказов . 1 . Наиболее отчетливо с метафизическим вопрошанием мы сталкиваемся в рассказе « Счастье ». В других рассказах мы почти всегда встречаем Ничто , то в виде легкой тревоги , то в виде переживания опыта смерти . Именно посредством соприкосновения с Ничто героям рассказов удается выйти за пределы обыденного существования , Das Man. Именно последнее « озабоченность настоящим , которая превращает человеческую жизнь в " боязливые хлопоты ", в прозябание повседневности » [10] наиболее отвратительно выглядит в художественных произведениях Ю . Мамлеева [6]. Недаром основным художественным приемом автора является гротеск . Герои 1 Заметим , что экзистенциальный подход к анализу русской литературы может быть весьма плодотворным , например , Калинская Д . Б . анализирует творчество О . Мандельштама приходит к выводу , что « базовыми понятиями которой < системы Мандельштама > становятся « слово » и « вещь »» [7, с . 68]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=