Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 37 свободный доступ к информации , ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции ); поставщикам ( справедливые и честные отношения с ними , включая ценообразование , лицензирование , отсутствие принуждения и излишних разбирательств , обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования , своевременная оплата поставок и др .); конкурентам ( взаимное уважение , развитие открытых рынков товаров и капиталов , отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ , уважение прав собственности ). Следовательно , этичное поведение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе . Это положение справедливо как на макроуровне , так и на микроуровне . На первом учитывается важность этики в масштабе экономической системы . Неэтичное поведение искажает , деформирует рыночную систему , что ведет к неэффективному распределению ресурсов . На втором рассматривается важность этики для отдельно взятой компании . В долгосрочной перспективе неэтичное поведение приводит к ухудшению результатов деятельности [9, с . 35]. Мы видим , что и на макро - и на микроуровне , этика является атрибутивной составляющей успешного бизнеса . Этичное поведение поддерживает рыночную систему , а неэтичное – препятствует нормальному функционированию рынка . Покупатели получают выгоды от этичного поведения , которое порождает доверие , необходимое для поддержания отношений обмена . Продавцы – также извлекают выгоды из отношений обмена , которые возможны лишь при наличии доверия , обеспечиваемого этичным поведением . Этической нормой поведения бизнесмена в США считается рационализм , основанный на следующих принципах : индивидуальность личности ; объективная оценка деятельности личности ; суверенитет личности , предполагающий личный выбор предпочтений и свободу в их реализации ; сопоставление затрат и результатов деятельности : личной выгоды и усилий по ее достижению . В концепции американского бизнеса неэтичным поведением , наказуемым по законодательству , являются : коррупция , укрывательство доходов от налогообложения , предоставление недостоверных сведений в финансовой отчетности фирмы . В США строго контролируется выполнение законов . Большое значение придается прозрачности деятельности компании , честности в отношении уплаты налогов и выполнение договорных обязательств [10, с . 19]. Этика современных бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое . Следует отметить , что в России сложились определенные поведенческие установки и стереотипы мышления . Имеются в виду те проявления общественного сознания , которые задерживают продвижение к эффективной экономике , основанной на использовании рыночных механизмов . Некоторые новые российские бизнесмены осуществляют свою деятельность , основываясь на таких принципах , как « Прибыль любой ценой », « Не обманешь – не продашь » и т . п . Новоявленные бизнесмены заботятся больше о своих карманах , чем о своей репутации . Отсюда – случаи недобросовестного исполнения обязательств , пренебрежение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=