Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 18 самая попытка ее построить является не только логически , но морально и духовно недопустимой . Вследствие того же самого чрезмерного подчеркивания единства в системе Франка не отделяются одна от другой индивидуальные сущности , и поэтому грехопадение есть не индивидуальный акт каждого отдельного « я », а общая вина всего мира как целого . Христианский опыт Царства Божьего и опыт личной жизни вынуждают нас придерживаться другого взгляда , согласно которому Бог творит личности как сущности , онтологически отличные от него и одна от другой , так что каждая личность является сравнительно самостоятельным , свободным творцом своих действий и всецело за них ответственной . Следовательно , нельзя определенно утверждать , что все тварные сущности совершили грехопадение . Царство Бога состоит , прежде всего , из бесчисленного множества ангелов , являющихся его членами испокон веков и никогда не согрешивших в чем - либо . У Франка нет такой концепции царства небесного . Это очевидно не только из его учения о грехопадении всего мира , но также из его утверждения , что без страдания нет совершенства . Эта идея отчасти связана с его концепцией отрицания как обусловливающего рациональную определенность бытия и существование противоположностей . Франк говорит , о том , что отрицательное суждение , ни точка зрения борьбы и противодействия , соответствующие в действительности самой структуре бытия , никогда не могут целиком исчезнуть или замениться сглаживающим , объединяющим окончательно примиряющим утверждением . Он смешивает здесь два вида противоположности , идеал или дифференцирующую противоположность , необходимую для богатства , сложности и разнообразия мира , и реальную противоположность взаимной борьбы , которая затрудняет и упрощает жизнь борющихся сущностей . Вполне мыслимо , что реальная противоположность должна полностью исчезнуть , в то время как сохранились бы идеальные различия , способные к взаимному проникновению и дополнению друг друга . Именно так и следует понимать структуру Царства Божьего . Таким образом , можно сделать вывод , о том , что объяснение зла неправильным использованием человеческой свободы , понимаемой как власть выбора между добром и злом , не затрагивает , по его мнению , существа дела , поскольку оно уже предполагает существование зла . Критика Франка была бы справедливой , если бы объяснение было действительно , таким , за какое он его принимает . В самом деле , из этого объяснения не вытекает , однако , что человек должен выбирать между готовым добром и злом , разложенными перед ним наподобие , скажем , груш и яблок , так что он должен только взять то или другое . Те , кто придерживается этого взгляда , утверждают , что существо , совершающее акт грехопадения , вступает свободно и впервые на путь хорошего или дурного поведения . И даже тогда , когда они говорят о свободном выборе , то подразумевают выбор между идеей возможного добра или плохого поведения , заканчивая выбором в пользу зла и вызывая его осуществление , ведущее к злу , которое становится впервые актуальным .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=