Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 17 противоположное . Зло возникает из невыразимого хаоса , который находится как бы на рубеже между Богом и не Богом . Этот хаос , говорит Франк , дан мне как мое собственное я , как бездонная глубина , которая соединяет меня с Богом и вместе с тем отделяет меня от него . Вот почему осознается вина в грехе и за зло ; это осознание ведет к преодолению и устранению зла путем восстановления нарушенного единства с Богом . Без страдания , - говорит Франк , - нет совершенства ; есть страдание у самого Бога , у Богочеловека . Но отпадение от бытия , т . е . от Бога , и раскол всеединства существуют только в нашем человеческом аспекте . В божественном аспекте всеединство остается навсегда ненарушенным , ибо все его трещины немедленно наполняются положительным бытием , вытекающим из самого первоначального источника . В аспекте своей вечности Бог есть всё во всем . Несмотря на все проблемы зла , мир в своей конечной основе и сущности есть преображенное бытие – царство Бога . В работе « С нами Бог » Франк излагает главные основы христианства и показывает , что его существенное содержание основывается на религиозном опыте , на соединении человеческого сердца с Богом , на живом общении с Богом . Он различает две концепции веры – « вера как доверие , т . е . как вера в авторитет , и вера как достоверность , т . е . как знание »[8]. Мыслитель указывает , что вера в авторитет предполагает опыт , который свидетельствует , что авторитет действительно выражает истину о Боге . Отсюда , даже вера в авторитет опирается на веру как знание , основанное на религиозном опыте . Точно таким же образом мыслитель доказывает , что наша вера в положительное откровение связана с нашим непосредственным религиозным опытом . « Бог не есть наш судья , а наш спаситель . Человек осуждает сам себя пред лицом своей собственной совести , но Бог спасает человека и проявляет больше любви к грешнику , чем к праведнику , потому что грешник в ней нуждается больше . Бог пребывает по ту сторону добра и зла . Бог есть любовь , и христианская религия воспитывает человека ради жертвенной любви и ради вступления на крестный путь во имя Богочеловека Иисуса Христа »[7]. Под вечными муками Франк понимает не длительность мук во времени , но их качество . Так же , в учении Франка , необходимо отметить сближение между миром и Богом , что вселенная не только не может существовать в отдельности от Божества , но само Божество неотделимо от всей остальной реальности при сотворении той основы , из которой состоит его собственное бытие . Такое значительное сближение Бога и мира , которое неизбежно заключается в концепции абсолюта как всеединства , ведет к непреодолимым трудностям по отношению к происхождению зла и личной свободы , как это всегда имеет место в пантеистически окрашенных теориях . Вследствие преувеличения единства между Богом и вселенной Франк не может изолировать Бога от зла и не решается включить зло в Бога ; поэтому он вынужден утверждать , что теодицея в рациональной форме невозможна , и что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=