Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 16 известном смысле , думать только как об элементе или измерении космического бытия . На этом основании Франк приходит к заключению , что сотворение мира Богом состоит в придании ему ценности и смысла : мир имеет свою реальную опору и свою идеальную основу в Боге , а именно это и означает тварность мира . Мир является самораскрытием Бога . Однако мир содержит как добро , так и зло . Отсюда возникает проблема теодицеи . Причем добро имеет двойственную природу . С одной стороны , добро раскрывается как абсолютно притягательная , всепобеждающая и торжествующая сила , источник высшего блага , а с другой – обнаруживает всю свою неспособность противостоять силам тьмы , покончить с периодически вспыхивающей агрессией зла . Наличие зла не влияет на истину о существовании Бога , потому что реальность Бога более самоочевидна , чем реальность фактов ; это есть реальность Бога как Всемогущего и Всемилостивого . Франк делает весьма рискованный богословский вывод о том , что « Бог отнюдь не Всемогущ в смысле внешне зримой и ощутимой победоносности , а ощутим только незримо и идеально , проявляясь в составе самого мира только по образу света , который озаряя все вокруг себя , все же остается окруженным плотной завесой тьмы » [6]. Отсюда следует , что связь между Богом и , так сказать , плохим эмпирическим миром самоочевидна только как непостижимое . Иными словами , проблема теодицеи абсолютно неразрешима рационально , и , по существу , неразрешима в принципе . Объяснить зло - значит найти его основание , его смысл , т . е . оправдать его . Но это противоречит самой сущности зла , как тому , чему не следовало быть . Единственно правильное отношение к злу заключается в том , чтобы отвергнуть его , устранить его и , конечно , не объяснять его . Можно описывать зло , но не создавать о нем гипотезы . Франк отказывается объяснить происхождение зла свободой выбора , ибо выбор уже предполагает существование зла . Кроме того , мы свободно стремимся лишь к добру , составляющему истинную внутреннюю основу нашего бытия ; что же касается зла , то мы , напротив , в него вовлекаемся . Таким образом , существует антиномия между нашей собственной ответственностью за зло , с одной стороны , и силой зла , воздействующего на нас , с другой стороны . Мыслитель отмечает , что человек – всего лишь маленькая частица мирового целого в котором он пребывает . Отсюда , мировое грехопадение это грехопадение человека и грехопадение мира в целом . « Зло , однако , не в состоянии разрушить всеобщее бытие как таковое , ибо , поскольку зло означает изоляцию и деление , оно всегда связано со страданием и вечной смертью не только жертвы , но также и носителя зла , и это служит доказательством , так сказать , абсолютного всемогущества Бога »[7]. Но эта истина еще не разрешает проблемы теодицеи . Напротив , говорит Франк , она ведет нас к признанию , что в некотором окончательном и глубоком смысле зло или , во всяком случае , его первоначальный источник , скрыты в непостижимых глубинах самого Бога . Ответственность за зло ложится на тот первоначальный элемент реальности , который , хотя и в Боге ( ибо всё , без исключения , пребывает в Боге ), не есть сам Бог или нечто ему

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=