Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 13 ценность , т . е . характер зла , имеет всё то , что служит препятствием к достижению полноты абсолютной полноты бытия . Но не стоит думать , что будто зло , например , болезнь , эстетическое безобразие , ненависть , предательство и т . п . сами в себе безразличны и только постольку , поскольку следствием их является недостижение полноты бытия , они суть зло ; как добро оправданно само в себе , так и зло есть нечто само в себе недостойное , заслуживающее осуждения . Однако есть разница между Абсолютным Добром и злом : зло не первично и не самостоятельно ( оно существует только в тварном мире и может осуществляться исключительно по средствам добра ). В этой связи мыслитель задаётся вопросом как возникает зло ? « Существует некая иерархия ценностей , в которой Бог — высочайшая ценность , и поэтому его необходимо любить больше всего в мире . Затем в иерархии ценностей следует тварная личность как некий индивидуум , неповторимый как существующий и незаменимый никакой иной ценностью , если мы примем во внимание его возможное творчество в царстве Бога . Следовательно , каждый должен любить ближнего , как самого себя . Мы должны любить ценности , такие , как истина , нравственная добродетель , свобода , красота , которые являются составными частями абсолютного блага полноты жизни » [4]. Любовь может быть только свободным выражением личности . Этот выбор - свободный акт деятеля . Многие неверные представления об учении о свободной воле устраняются путем различения между формальной и материальной свободой . Формальная свобода означает , что в каждом данном случае деятель может воздержаться от некоторого отдельного проявления и заменить его другим . Эта свобода абсолютна и не может быть утрачена ни при каких обстоятельствах . Многие неверные представления об учении о свободной воле устраняются путем различения между формальной и материальной свободой . Материальная свобода означает степень творческой силы , которой обладает деятель и находит свое выражение в том , что он способен творить . Она беспредельна в царстве Бога , члены которого единодушно соединяют свои силы для совместного творчества и даже получают помощь от божественного всемогущества . Но деятели вне царства Бога пребывают в состоянии духовной деградации и получают весьма небольшую материальную свободу , хотя их формальная свобода не умаляется . Жизнь вне царства Бога есть результат неверного использования свободы воли . Деятель может направить свою любовь на некоторую ценность , предпочитая ее всему остальному , безотносительно к ее месту в иерархии ценностей . Так , любя совершенство абсолютной полноты жизни , деятель может стремиться к ней ради самого себя , предпочитая себя всем другим существам . Это просто заурядное себялюбие . Оно заслуживает осуждения , потому что себялюбие нарушает иерархию ценностей , указанную Иисусом Христом в его двух главных заповедях : люби Бога больше самого себя и своего ближнего , как самого себя . Неисполнение этих заповедей означает грехопадение .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=