Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 12 себялюбие , пьянство , леность . Вспомним душевные и телесные недостатки , с которыми рождаются иногда люди , – слабоумие , различные уродства . Всевозможные болезни подстерегают нас на каждом шагу и , в конце концов , все мы без исключения обречены смерти . Социальная жизнь человечества несет с собою другие не менее тяжелые бедствия : войны , революции , бунты , сословную или классовую вражду , эксплуатацию низших сословий или классов высшими . Царство животных и даже растений полно таких явлений , как пожирание одних существ другими и различные виды борьбы за выживание . Мало того , природа в целом заключает в себе много проявлений дисгармонии , неустроенности , дикого хаоса : землетрясения , вулканические извержения , грозы и возникающие от них лесные и степные пожары , ураганы и т . п . Многие , наблюдая перечисленные виды зла и несовершенство мира , приходят к убеждению , что мир не сотворен Богом , что Бога вовсе нет . Или же если Бог и существует , то Он не Всемогущ , не Всеблаг , не Всеведущ . Христианин , любящий Бога и потому обладающий религиозным опытом , твердо знает , что Бог существует . И что вина за несовершенство мира лежит вовсе не на Боге и не на мире , Им сотворенном , а только и исключительно на человеке . Делая человека ответственным , христианство признает тем самым его свободу . « Человек - существо свободное ; ничто не вынуждает его совершать дурные поступки ; если человек отклоняется от пути добра и вступает на путь зла , он страдает и не имеет права сваливать вину на других , на среду или на Бога , будто бы плохо сотворившего мир » [3]. Человек как существо свободное , говорит Лосский , может вступить на путь враждебного или равнодушного к другим существам обособления от них , но он же может свободно обнять своею любовью весь мир и тогда осуществится абсолютное божественное добро , ради возможности которого и сотворен мир Богом . По мнению Н . О . Лосского , понять , что такое зло , можно не иначе как в соотношении с добром , как это всегда бывает с двумя противоположными понятиями . Мыслитель разграничивает добро и зло на основе непосредственного усмотрения : это – есть добро , то – есть зло . Это позволяет нам признавать и чувствовать , что одно заслуживает одобрения и достойного существования , а другое заслуживает порицания и недостойного существования . Однако , имея дело со сложным содержанием жизни , легко впасть в ошибку и не заметить зла , замаскированного примесью к нему добра , или не оценить добра , которое не лишено недостатков . Чтобы не совершить ошибку , Лосский предлагает утвердить своеобразную абсолютно совершенную и всеобъемлющую меру добра , которая станет основой для всех остальных оценок . Таким высшим добром он называет Бога . « Бог есть само Добро во всеобъемлющем значении этого слова : Он есть сама истина , сама Красота , Нравственное Добро , Жизнь и т . д . Таким образом , Бог , и именно каждое лицо пресвятой Троицы , есть Всеобъемлющая абсолютная самоценность » [3]. На основе учения о положительных ценностях в итоге можно развить учение об отрицательных ценностях . Можно сказать , что отрицательную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=