Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 104 Именно в этой интерпретации представлено молчание в большинстве пьес Метерлинка , в частности , в пьесе « Непрошенная гостья ». Авторская ремарка «silence» (« молчание ») употребляется здесь девять раз , превращаясь в отсчет времени . Современник бельгийского драматурга актер А . Ван - Бевер , вспоминая ее постановку , писал : « Господствует впечатление молчания , полного , глубокого , хотя действующие лица болтают между собой и их непринужденный разговор обычен , почти банален . Падают фразы , тяжелые , несвязные , таящие в себе какой - то таинственный смысл , которого сначала не угадываешь . Голоса , обращенные к Невидимому и Неизбежному . Мало - помалу , в тишине ночи , начинаешь различать звуки молчания » [2, c. 6-7]. Эти звуки приобщают зрителя к « истинной реальности », которая так и не возникла на сцене , но угадывалась за границами внешнего мира . Молчание соприкасается с тайным мистическим миром , рождающим предчувствия и осознание власти неведомых могущественных сил . Категория молчания становится особой временной категорией , обладающей своей внутренней динамикой - статической динамикой , как ни парадоксально это звучит , - динамикой ожидания , подступающего страха перед приближающейся опасностью , длящегося бытия , вечности , готовой поглотить . Это музыкальное звучание гармонических и в то же время дисгармонических ощущений , время , обернувшееся неизбывной трагедией человеческого существования . В том же ключе следует трактовать молчание в драме « Смерть Тентажиля ». Здесь излюбленная ремарка Метерлинка применяется восемь раз , причем прослеживается своеобразная градация , усиление мотива и динамика протекания во времени : "un silence" - "nouveau silence" - "un grand silence". (« напряженная тишина » - « абсолютная тишина » - « величественная тишина »). Тем самым усиливается воздействие художественного произведения на читателя и на основе сценической версии - на зрителя . По словам исследователя символистского театра во Франции В . И . Максимова , молчание становится « важнейшим конструктивным элементом драм Метерлинка » [4, c. 11] и во многом определяет их поэтику . В 60- х гг . XX в . структуралист Р . Барт отметил важный модус категории молчания : «... молчание превращается в некое однородное поэтическое время , оно врезает языковые слои и заставляет ощутить отдельное слово - но не как фрагмент криптограммы , а как вспышку света , зияющую пустоту или как истину , заключенную в смерти и свободе » [3, c. 342]. Р . Барт по существу выявляет одну из основных оппозиций , лежащих в основе ранних драм М . Метерлинка - смерть и свобода . Тесно связанный с поэтикой французского символизма , Морис Метерлинк создал « театр молчания », который настраивал читателей на особое эмоциональное состояние . Молчание в его драмах превращается в момент предельной экспрессии , глубокого лиризма , подобно тому как « белая бумага » у С . Малларме была условием выразительной поэзии . [1, c. 208]. Высказывая недоверие слову , бельгийский драматург пришел к изменению его функции , к апологии молчания и тишины , создал эстетику театра , стремящегося по - новому познать тайну и трагедию человеческого бытия .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=