Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 102 Подлинное общение душ – это общение , которое могло бы обходиться без слов , происходить в молчании . « Души погружены в молчание , - пишет Метерлинк , - как золото или серебро погружены в чистую воду , и слова , произносимые нами , имеют смысл лишь благодаря молчанию , омывающему их » [6, c. 302]. Метерлинк утверждал , что « надо воспитывать между людьми молчание , ибо только в молчании распускаются неожиданные и вечные цветы , меняющие форму и окраску , согласно душе , близ которой мы находимся » [6, c. 358]. По мнению драматурга , в молчании открывается смысл явления . Перефразируя библейское изречение « слово - серебро , молчание - золото », которое берет свое начало в Притчах царя Соломона , Метерлинк подчеркивает временность , зыбкое непостоянство слова , а величие молчания возводит до бесконечности : « Слово - дитя времени , молчание - дитя вечности » [6, c. 358]. Молчание как эстетическая категория обретает символическое значение , трансформируясь в один из модусов вечности . В структуре своей эстетической концепции драматург выделял два типа молчания : - Ложное . Это « бездеятельное », « спящее молчание », являющееся отражением сна , дышащее смертью . Находясь в бездеятельном молчании , души людей разобщены и пребывают в одиночестве , даже в кругу близких и родных . - Истинное . Оно « окружает нас со всех сторон , оно - основание нашей внутренней жизни » [6, c. 360]. « Истинное молчание » - это « стихия , полная счастья , в которой образуются великие дела , в которой душа свободно владеет собой ». [6, c. 354]. Возвеличивая « истинное » молчание , превращая его в бесконечный по своей семантике философско - этический символ , бельгийский драматург усматривает в нем основу бытия . « Истинная жизнь создана из молчания ». И далее : « Кроме молчания , ничто никогда не будет значительно . Эта истина - наша собственная истина о смерти , судьбе и любви ; мы могли провидеть ее только в молчании » [5, c. 392]. Время растворяется в духовных субстанциях человеческой судьбы . Драматург считал истинное молчание « основным сокровищем жизни и главным выразителем творчества » [6, c. 378], в котором заключена духовность и возвышенность , когда открывается родство душ , равных как перед вечностью и смертью , так и перед молчанием . Время растворяется в вечных , вневременных духовных субстанциях человеческой судьбы . Свой « статический » театр Метерлинк называл именно « театром молчания ». В структуре его драматических произведений Метерлинка мотив молчания проявляется двумя способами : открыто - через паузы , авторские ремарки , и скрыто – через подтекст и атмосферу . Авторские ремарки создают впечатление глубокой тишины . С их помощью Метерлинк фиксирует самые незначительные , а порой и вовсе не воспринимаемые слухом звуки . Отличительной особенностью молчания в его произведениях является наличие двух функций . В молчании происходит непосредственное общение душ главных героев , в молчании зарождается и глубокое любовное чувство . Такое молчание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=