Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 101 УДК 792.01 А . С . Шабалина ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого , Тула ) Тел .: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru Эстетика молчания в ранней драматургии Мориса Метерлинка ( Научный руководитель – канд . филол . наук , доцент Решетова Л . И .) В статье предпринята попытка исследовать категорию « молчание », которая является одной из ключевых в творчестве бельгийского драматурга Мориса Метерлинка . Осмысливается значение слова в произведениях писателя . В работе показано , как представлено молчание в пьесах Метерлинка « Слепые », « Непрошенная », « Смерть Тентажиля », « Аглавена и Селизетта ». Ключевые слова : Символизм , статический театр , молчание , слово , речь , ложное молчание , истинное молчание . Бельгийский драматург Морис Метерлинк выступил в качестве новатора сцены , пересмотрев такие традиционные драматургические компоненты , как конфликт , диалоги , способы развития действия , интриги и создал новый « статический театр ». Его нововведения в драматургии были неразрывно связаны с переосмыслением категории « молчание ». Бельгийский символист возвел молчание в ранг эстетической категории , в которую вложил собственное понимание сущности бытия . Драматург и философ утверждал , что благодаря молчанию , открывается родство душ , равных перед вечностью , смертью , - и перед молчанием . Метерлинк переосмыслил значение слова . Драматург отмечал , что в силу своей материальности слово не может быть носителем чистой духовности . Для общения с « высшей духовной сферой », как и для истинного , глубокого общения людей между собой , обычный язык казался драматургу слишком несовершенным . Он полагал , что речь - субъективное понятие , которое « бессильно даже указать на сущность бытия » [6, с . 345]. Указывая на поверхностный характер речи , он писал : « Если все слова сходны , то молчания всегда различны » [6, с . 347]. Молчание выступило у Метерлинка особой категорией , связанной с познанием сущности бытия . По мнению Метерлинка , эмпирическая реальность является лишь отблеском неведомой истины , которая иногда приоткрывается человеку посредством некого мистического озарения . С точки зрения драматурга , это происходит в то время , когда человек пребывает в молчании , тишине и спокойствии , и его внутреннее « Я » обращено к духовной сфере бытия . Такие минуты драматург считает самыми ценными и сокровенными в жизни . « Людям следует овладеть искусством молчания , научиться вступать в « неслышный », внутренний диалог друг с другом » [6, c. 300] - полагал драматург .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=