Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 90 а по каким побуждениям это может делаться – вопрос другой . Воспитанным духовно человек может быть и без закаливания . Но за отсутствием последнего он будет дрябл , слаб и не выдержит неблагоприятного оборота фортуны . Система нравственного закаливания слагаетсяиз двух сторон : страдательнойидеятельной » [4, с . 148-149]. Подчеркнем , что здесь важна и сама идея , скрытая в метафоре нравственного закаливания , и эмоциональное ее принятие студентом , как основа профессиональной ценности . Действительно , « чтобы обобщенные идеи могли выполнять свои регулирующие функции , они должны быть освоены учителем в качестве его личных педагогических убеждений . Лишь в этом случае они примут статус тех « категориальных рамок », сквозь призму которых учитель сможет анализировать конкретные педагогические ситуации , вырабатывать свои педагогические решения и оценивать результативность своихпедагогических воздействий » [5]. Ценностно - смысловой диалог возникает и при анализе педагогических ситуаций , решении кейсов . Однако особенность этого вида деятельности на занятиях по педагогике в том , что до выхода в индивидуальное пространство смыслов необходимо понять сущность ситуации , саму ее конструкцию , скрытую за описанием обстоятельств , конкретикой характеров , реплик и т . п . Как полагает А . А . Вербицкий , « основной единицей работы студента и преподавателя в контекстном обучении становится не « порция информации », а ситуация во всей своей предметной и социальной неопределенности и противоречивости . Система проблемных ситуаций позволяет развернуть диалектически противоречивое содержание обучения в динамике и тем самым обеспечить объективные предпосылки формирования теоретического и практического профессионального мышления . Обусловливая диалогические отношения студентов , включенных в ситуацию , такое содержание способствует формированию и их социальных качеств , поскольку любое предметное действие приобретает качествопоступка , который характеризуется тойили иной мерой личностной ответственности , направлен на других людей , подчиняется принятым нормам отношений и предполагает поступки других людей . В действиях обучающихся появляется социальный смысл , формируются социальные установки » [2]. Особо подчеркнем , что рефлексия на основе самодиагностики студентами особенностей своего познавательного стиля , когнитивных стратегий , ценностных установок и стереотипов также выступает в процессе изучения педагогики в качестве важного инструмента развития ценностно - смыслового компонента профессионального мышления будущего педагога , условием эффективного усвоения профессиональных компетенций , формирования профессионально значимых качеств личности педагога .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=