Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 87 собственному смыслу ученик должен прийти самостоятельно . Не может непосредственно передать будущему педагогу профессиональные смыслы и преподаватель педагогики . Но создать условия для возникновения в образовательном процессе ситуации смыслополагания и смыслопорождения , активизировать ценностное отношение к изучаемому содержанию – вполне возможно . Это ситуация « ценностно - смыслового диалога » ( В . В . Сериков ), когда в обсуждении педагогических понятий , ситуаций , текстов участники не просто комментируют те или иные фрагменты педагогического знания , высказывают свои оценочные суждения , но актуализируют уже сложившиеся элементы своего познавательного и жизненного опыта . Именно поэтому можно говорить « об обучении как об инструменте построения полноценных смысловых систем , вписывающихся в структуру субъективного опыта , активно изменяя иперестраивая его » [6, с . 408]. Существенным условием диалога является органично встраиваемая в него технология герменевтической интерпретации педагогического знания . Сущность этой технологии состоит в установлении связи между логико - познавательной и ценностно - смысловой характеристиками педагогической деятельности путем осознания взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания ( А . Ф . Закирова ). Диалог позволяет не только обрести будущему учителю свой неповторимый смысл педагогических понятий , идей , но и расширить это смысловое пространство . Обмен суждениями помогает обогатить уникальное видение студентом ученика , учителя , педагогического процесса , подключить свой профессиональный , творческий , детский , родительский и т . д . опыт , уйти от стереотипов восприятия педагогических понятий , явлений , закономерностей . Попытка понять себя через педагогическую ситуацию , посредством педагогического текста для будущего учителя означает движение от значения некоторых словосочетаний , фигурирующих в речи профессионалов ( например , « трудныйребенок » или « хороший учитель »), киндивидуальной смысловой системе . Д . А . Леонтьев отмечает , что « реальнымпространством , в котором существует личностный смысл , является пространство диалога …, переживаемое как контекст личностного смысла » [6, с . 69]. Как утверждает исследователь педагогического диалога М . В . Каминская , в диалогической педагогической деятельности предмет знания – это текст с культурно - заданным коммуникативным и деятельностным контекстом , то есть область общения . В таком случае одини тотже текст знания должен быть рассмотрен какмножество разных текстов , у которых совпадает план выражения , но не совпадает план понимания . При этом диалоговая форма освоения знания должна быть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=