Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 85 большинством людей , к эмоционально окрашенному , субъективному , т . е . переход от значения к смыслу , связывающему надындивидуальное с « реальностью самой жизни субъекта », создавая ( по А . Н . Леонтьеву ) « пристрастность человеческого сознания ». Ю . Н . Кулюткин указывает на индивидуализированность того языка , на котором мыслит учитель - практик : « Поскольку учитель вырабатывает и реализует свои решения в конкретных условиях той или иной педагогической ситуации , он не только ставит перед собой цели абстрагироваться от этой ситуации , а , наоборот , именно ее делает предметом своегомыслительного анализа . Учитель видит конкретную педагогическую ситуацию в целом , в сложной системе образующих ее отношений ; учитель , как в зеркало , смотрится в своих учащихся , мыслит их живыми поступками , отношениями , действиями ; иногда равнодушие одного ученика или блеск интереса в глазах другого говорит учителю больше , чем сложное логическое доказательство в пользу определенного метода работы . Таким образом , оказывается , что знание и мышление профессионала - практика индивидуализированы » [5]. Личностная позиция будущего учителя по отношению к педагогической профессии по своей сути отражает индивидуальный смысл профессиональной деятельности , в котором можно выделить внешние , социальные , эмоционально нейтральные значения и внутренние , субъективные смыслы , обретаемые личностью во взаимодействии с миром . Внутренний смысл труда возникает при наличии эмоционально насыщенных , привлекательных образов целей , положительных эмоциональных переживаний в связи с перспективным и системным осмыслением тех или иных сторон деятельности ( Е . А . Климов , А . К . Маркова ). Профессиональное педагогическое мышление как познавательный процесс обнаружения и разрешения педагогической проблемности , характеризуется личностной включенностью преподавателя в преобразования в ходе профессиональной деятельности [13, с . 9]. Ученые подчеркивают , что « самоопределение в существующей системе общечеловеческих и профессиональных идей , целей и ценностей , от которых зависит формирование собственной философии образования учителя , определяет не только понимание им назначения своей педагогической деятельности , но и придает ей личностный смысл , создает основу для построения обственной педагогической системы , принятия решений в проблемных ситуациях профессиональной деятельности [9, с . 23]. Анализ системы ценностных ориентиров будущих педагогов ( на основе наблюдения , результатов использования методик диагностики мотивационно - педагогических предпочтений , определения жизненных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=