Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 84 Именно ценностно - смысловой компонент ( при безусловной значимости и когнитивного , и операционального компонентов ) лежит в фундаменте профессионального мышления педагога , понимаемого как « специфическая умственная и практическая деятельность учителя , обеспечивающая эффективное использование профессиональных ценностей , этических установок , научных знаний , педагогических технологий , личностных качеств в анализе ситуаций , вычленении и решении задач в учебно - воспитательной реальности » [10, с . 52]. При этом принципиально , по мысли А . А . Орлова , « подчеркнуть роль становления личностного смысла как отношения к реальной педагогической действительности и осмысления значения как определения важности , ценности этих смыслов при проектировании конечного результата ( цели ), вычленениии решения учителемпедагогической задачи » [10, с . 43]. Как отмечает Ю . Н . Кулюткин , формирование профессионального мышления проявляется в период профессионального становления молодого учителя . И основное значение « имеет его общая личностная позиция по отношению к своей профессии » [5]. Поэтому развитие ценностно - смыслового компонента профессионального мышления становится одной из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего педагога на основе субъектного подхода ( Е . И . Исаев , Ю . В . Сенько , В . И . Слободчиков , А . А . Орлов и др .). При этом степень развития профессионального мышления выступает не только как интегративный показатель готовности выпускника педвуза к профессиональной деятельности , но и как показатель его субъектной позиции [11, с . 3–11]. Исследователи отмечают , что « в качестве сущностных характеристик субъектности учителя выступают следующие : связь со смысложизненными ориентирами и ценностями ; способность к активной преобразовательной деятельности , и готовность брать ответственность за личностно - профессиональное развитие на себя ; осознанная саморегуляция , самодетерминация и самостоятельность ; способность к самоактуализациии саморазвитию » [1, с . 12]. Субъектная позиция будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки – одно из основных условий эффективной реализации компетентностного подхода . В процессе субъективной , личностно опосредованной интерпретации профессиональной деятельности в сознании студента могут быть сформированы связи между профессиональной деятельностью и собственными уникальными особенностями , т . е . его индивидуальные смыслы – языка , ценностей , моделей поведения , заложенных в профессиональной культуре . При этом сущность интерпретации раскрывается как индивидуальное смыслополагание и смыслопорождение , придание уникально - единичного характера всеобщему знанию и опыту [8]. В этом процессе происходит переход от общеизвестного , эмоционально нейтрального , разделяемого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=