Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 80 Отдадим должное Профессиональному стандарту – при всей неоднозначности его положений , позиции , касающиеся аксиологического компонента профессиональной деятельностипедагога , в нем явно полнее и конструктивнее . Образовательный стандарт вовсе не содержит упоминаний об этической позиции педагога . Итоговый документ проекта «Tuning Russia» страдает излишней абстрактностью ( это , впрочем , объясняется тем , что он касается всей сферы « Образование » - от дошкольного до послевузовского ). Отметим , что все - таки ближе друг к другу Профессиональный стандарт и рекомендации международного педагогического сообщества . Все три документа « пересекаются » только на позиции соблюдения педагогом правовых основ профессиональной деятельности . Конечно , Закон является одной из базовых ценностей педагогической , равно как и любой другой человеческой деятельности , но это , безусловно , самая очевиднаяи легко контролируемая позиция . Интересно проанализировать положение об особой социальной значимости профессии педагога . В списке европейских экспертов (Tuning Europe 2008) аналогичная позиция отнесена к общим компетенциям и представлена в следующей редакции : « Способность нести социальную ответственность и проявлять гражданскую позицию (Ability to act with social responsibility and civic awareness)». А среди профессиональных компетенций предметной области « Образование » значится способность педагога к продвижению ценностей гражданственности и демократии . В аналогичном списке , составленном в Латинской Америке (Tuning LA 2007), данная компетенция сформулирована как «social responsibility and commitment to citizenship» - фактически идентично европейскому пониманию , хотя и чуть более категорично – « приверженность гражданской позиции ». А вот представители Африканских стран настаивают на том , что как раз компетенция социальной ответственности является ключевой в профессиональной деятельности педагога – именно учитель играет ведущую роль в трансляции основ государственной политики и социально одобряемых ценностей [6]. На этом фоне отечественная формулировка « осознает социальную значимость профессии » представляется достаточно « размытой », поскольку никак не определяет , в чем , собственно говоря , эта социальная значимость заключается . Мы ни в коем случае не призываем к политизации профессиональной педагогической деятельности , но все же некоторая недосказанностьналицо . Нельзя не отметить , что Профессиональный стандарт , являясь нормативным документом , тем не менее , предлагает некие конкретные позиции , касающиеся ценностно - смысловых установок педагога : « понимает и принимает » детей и готов оказать « помощь любому ребенку вне зависимости от его … возможностей , особенностей , состояния …»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=