Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 8 учащихся , является профессиональной ценностью для 73% респондентов . Стремление сотрудничать с учащимися на уроке , строить доброжелательные отношениямеждуучениками важнодля 88% учителей . Организацию продуктивной индивидуальной работы со школьниками высоко оценивают 82 % учителей . На необходимость немедленного реагирования учителя на плохое поведение учащихся ипринятие обязательныхмер указали 87% учителей . Заметим , что ценностные ориентации носят в основном технологический характер . Явно недостает ихфилософского , социального , психолого - педагогического осмысления . Можно понять учителей : технологии в значительной степени нормативны , а нормативность профессиональной деятельности складывалась десятилетиями , и нужны время , а также специально организованная деятельность по обучению , переподготовке и повышению квалификации педагогов , чтобы сформировать у них гуманные личностные смыслы профессии . Пока же , как видно из результатов опроса , они не только технологичны , но и педагогоцентричны , т . е . в основном в качестве приоритетов профессиональной деятельности выступают , прежде всего , интересы школы , учителя , а не сам ученик с его духовным , интеллектуальным и физическим развитием . Поэтому крайне важно ориентировать педагогическое сообщество на развитие ценностного отношения к ученику , его личностному развитию , гражданской и профессиональной самоидентификации . Практика свидетельствует , что социальныйи личностный оптимизм профессионала влияет на становление гуманистической профессиональной позиции , развивая аксиологическую направленность профессионального мышления учителя , объединяющего значение и смысл педагогической деятельности и стимулирующего возникновение ценностного и оценочногоотношения к личности ученика . Об этом свидетельствуют результаты исследования института социологии образования РАО : оценка учителем значимости тех или иных мотивов , побуждающих школьников к учебе , существенным образом зависит от оценки им успешности своей профессиональной деятельности . Так , среди тех учителей , которые оценивают свои собственные профессиональные перспективы как « неуспешные », втрое выше доля считающих , что « у современных школьников отсутствуют побудительные мотивы к учению ». И , наоборот , среди тех , кто « уверен в успешности своей педагогической работы , выше процент полагающих , что побудительными мотивами к учению являются « желание учащихся овладеть новыми знаниями » и « желание освоить способы самостоятельного приобретения знаний ». Таким образом , учитель , позитивно оценивающий перспективы успешности своей профессиональной деятельности , более склонен ориентироваться на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=