Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014
ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 77 смыслового компонента в общей структуре профессиональной деятельности и профессиональной подготовки , в том числе будущего учителя . Но , тем не менее , далеко не очевидны ответы на следующие вопросы : какое место занимает аксиологический компонент в структуре основных функций педагога ; каким образом должны быть заданы цели формирования этого компонента в документах , определяющих цели , содержаниеи характерпрофессиональнойподготовкибудущего учителя . Под этим углом зрения рассмотрим три документа : профессиональный стандарт « Педагог ( педагогическая деятельность в сфере дошкольного , начального общего , основного общего , среднего общегообразования ) ( воспитатель , учитель )»; ФГОСВПОпонаправлению подготовки « Педагогическое образование » и Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области « Образование » ( проект «Tuning Russia»). Тексты этих документов представляют собой разные « ипостаси » рассматриваемой проблемы : требования работодателя к осуществлению педагогом его профессиональной деятельности ; требования государства к результатам профессиональной подготовки будущего педагога в вузе ; рекомендации международного профессионального сообщества к структуре и результативности педагогического образования . Сравнительный анализ данныхдокументовпозволил выяснить следующее . В профессиональном стандарте « Педагог » ценностно - смысловые аспекты деятельности учителя внесены в структуру трудовых функций , обозначены как « другие характеристики » и заданы в следующей формулировке : « соблюдение правовых , нравственных и этических норм , требований профессиональной этики » [2]. Их важность или особая значимость не акцентируется авторами стандарта , но данные « характеристики » присутствуют и дословно повторяются во всех трех разделах трудовых функций педагога : обучение , воспитательная деятельностьи развивающаядеятельность . Помимо этого в Стандарте , на наш взгляд , некоторые ценностные ориентиры обозначены в перечне необходимых умений : в сфере воспитательной деятельности педагога - « общаться с детьми , признавать их достоинство , понимая и принимая их »; а также умений развивающей деятельности - « владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей , особенностей в поведении , состояния психического и физического здоровья » [2]. Поиск соответственных компетенций в ФГОС ВПО по направлению подготовки « Педагогическое образование » привел нас только к ОК -13: « готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности » [4]. Подчеркнем впрочем , что « готов использовать правовые документы » далеко не то же самое , что « соблюдать правовые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=