Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 76 УДК 378.147 Е . Ю . Ромашина ТГПУим . Л . Н . Толстого ( г . Тула , Россия ) (4872) 35-78-13, e-mail: orlov@tspu.tula.ru ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙКОМПОНЕНТВСТРУКТУРЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИБУДУЩЕГОУЧИТЕЛЯ:СРАВНИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗНОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В статье проведен сравнительный анализ профессионального стандарта « Педагог », ФГОС ВПО по направлению подготовки « Педагогическое образование », Ключевых ориентиров для разработки и реализации образовательных программ в предметной области « Образование » ( проект «TuningRussia»). Выявлено общее и особенное в подходах к рассмотрению ценностно - смыслового компонента профессиональнойподготовки учителя в данных документах . Ключевые слова : профессиональный стандарт , образовательный стандарт высшего профессионального образования , профессиональная деятельность , ценностно - смысловые установки . Еще в начале XX века достижения философии и психологии привели педагогов к новому пониманию структуры личности : рухнули барьеры между интеллектуальной и другими ее сферами . Наука не живет вне воли , а чувства и эмоции не сводятся к « смутным симпатиям и антипатиям », - писал об этом М . М . Рубинштейн . Наука – объективна , образование – субъективно , они должны быть автономны , но не изолированы : « необходимо пройти между Сциллой холодного безучастного знания и Харибдой морального порабощения знания посторонним задачам …» Цель образования – в интересах развития личности органично свести воедино ум , волюи эмоции человека [3, с . 20]. Сегодня переход к компетентностной парадигме общего и профессионального образования сделал особенно актуальной эту сверхзадачу любой образовательной деятельности – взаимную трансляцию духовных , культурных , мировоззренческих ценностей из социума в сферу образования и из образовательной сферы – в социум . Компетентностный подход сместил акценты в целях и содержании образования не только от « знаю » к « умею », но и вплоскостиценностей , свойств и качеств личности , предполагая выработку таких интегративных личностных характеристик , которые позволяют человеку успешно решать типичные задачи , а также жизненные и профессиональные проблемы с использованием знаний , опыта , ценностныхориентацийи склонностей . Все сказанное во многом уже является « общим местом » - никто не оспаривает важности и актуальности формирования ценностно -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=