Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 65 первостепенное значение . В деятельности понимания мы проследили тесную взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного и аффективного аспектов мышления . Мы убедились , что только в таком единстве эти компоненты оказывают влияние на мотивы и характер деятельности учителя . Соединение в мышлении педагога разных процессов – логических и ценностно - смысловых , интеллектуальных и аффективных , познающих и интерпретирующих порождают уникальные явления . В ходе исследования мы столкнулись с фактами , говорящими о том , что понимание может носить разный характер и быть либо прагматично - оценочным , либо эмпатийным ( сочувствующим , сопереживающим ). Именно комбинация логико - гносеологических и аксиологических процессов в мышлении педагога определяют и разные мотивы деятельности : узнать и понять , что из себя представляет ученик , чтобы навесить ярлык , произвести « педагогическую селекцию ». Или понять , чтобы помочь справиться с проблемами . Кроме того , оценочное понимания основывается на социально - перцептивном образе ( стереотипе ), формирующемся у педагога в процессе ролевого общения с учащимися и позволяющий предсказывать и непротиворечиво объяснять свои действия и поступки по отношению к ним . Например , учитель знает и оценивает ученика как способного или как неспособного . Эти стереотипы служат своеобразным ракурсом восприятия и понимания ребенка . При эмпатийном понимании , напротив , учитель действует всегда по принципу « здесь и теперь », пытаясь проникнуть во внутренний мир ученика и увидеть окружающее его глазами . Говоря о понимании , мы также исходим из того , что потребность быть понятымдругим в равной степени важна как для ребенка , так и для педагога . Ведь для учителя быть понятым своими учениками – значит быть воспринятым , услышаннымими . Проблема понимания приобретает еще большую значимость , когда речь заходит о необходимостиформирования у студентов педагогического университета « понимающего » мышления как профессионально важного качества мышления учителя . В этой связи несомненный интерес представляет пласт исследований , в которых предлагаются подходы и средства формирования профессионального мышления учителя . И в современной ситуации , связанной с реализации ФГОС , когда от учителя требуется осмыслить научную идеологию стандартов , постичь новую реальность , перестроить мышление , отказавшись от некоторых стереотипов и мифов , исследования научной школы профессора А . А . Орлова , находясь на пике актуальности , способны дать ответы на многие вопросы .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=