Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 63 трактуем как постижение , осмысление , вживание , вчувствование во внутренний мир ученика . Таким образом , сущность педагогического понимания состоит в том , чтобы изучить и осмыслить особенности внутреннего мира ученика , признать его неповторимость и уникальность , и принять его как ценность . Как видим , понимание учителем своего ученика довольно сложный процесс , состоящий из нескольких этапов . Безусловно , в реальности он проходит противоречиво и неоднозначно . Но , если попытаться представить его алгоритм , то можно выстроить следующую схему : - изучение индивидуальных особенностей , возможностей , ученика ; фиксация фактов и сигналов каких - либо неблагополучий и проблем школьника ; - осмысление , формулирование сути его проблемы ( если таковая имеет место ), осознание тех особенностей ребенка , которые затрудняют его обучение и воспитание или , наоборот , способствуют их продуктивности ; - признание за ребенком его права « быть самим собой »; уважительное отношение со стороны учителя ко всем его индивидуальным проявлениям ; - принятие пепохожести , « инакости » школьника , деликатное отношение к его трудностям ; культивирование идеи о значимости и уникальности личности каждого ученика . Узнавая ребенка в ходе диагностической деятельности , используя для этого научные методы , интегрируя затем всю информацию о нем , о разных сторонах его личности , учитель формирует модель личности ребенка . Но это еще не понимание . Этот эффект не наступает сам по себе . Чтобы он возник , необходимы определенные усилия , желание со стороны учителя , нужна установка на то , чтобы не просто узнать , а понять . В этом случае понимание – это результат интеллектуальных , эмоциональных , нравственных усилий педагога . Путь к пониманию ученика начинается с его « узнавания », выявления индивидуальных особенностей , возможностей , интересов ребенка . Здесь имеет место прямо пропорциональная зависимость : учитель тем лучше начинает понимать ребенка , чем больше узнает о нем . В ходе исследования мы убедились , что « понимающее начало » в мышлении учителя позволяет преодолевать и разрушать различного рода стереотипы , ограничивающие восприятие ребенка учителем ; дает возможность оценить всю глубину детских проблем ; прочувствовать , какуюпомощь от педагогаждетшкольник . Следующий очень важный момент – осмысление информации о школьнике . На этом этапе преобладает интеллектуальная деятельность , в основе которой лежат действия анализа информации , ее систематизации , выявления проблем , установления причинно – следственных связей , которые выстраиваются на основе соотношений « педагогическая цель –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=