Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 62 активного обновления педагогической теории и интенсивного развития практики образования полидисциплинарная проблема понимания приобретает остроту , затрагивая интересы всех участников образовательного процесса – школьников , их родителей , учителей , авторов школьных учебников , психологов . При этом категория « понимание » может быть представлена в разных объемах : от психологической потребности – дочастногометодическогоприема . Проблема понимания в деятельности учителя была достаточно подробно исследована автором статьи в процессе работы над докторской диссертацией , посвященной проблемам диагностической деятельности учителя . Научным консультантом исследования являлся профессор А . А . Орлов [3]. Изучая структуру , функции , специфику диагностической деятельности , мы обнаружили , что в процессе исследуемой деятельности может возникать ряд эффектов . Под « эффектом » мы понимаем специфический результат диагностической деятельности , который не планируется учителем заранее , но который возможен при условии , что педагог внутренне ожидает его , настроен на него . Мы обнаружили три основных эффекта – эффект понимания , эффект возникновения рефлексивной позиции педагога , эффект амплификации ( накопление , расширение , углубление и обогащение знаний об особенностях ученика ). Эффект понимания является основным , центральным , другие два – по сути , производные от него . Этимология названия эффекта относит нас к значению слова « понимание », то есть « способность осмыслять , постигать содержание , смысл , значение чего - нибудь » [4]. К идее понимания активно обращаются многие ученые , разрабатывающие теоретические основы педагогической и психологической герменевтики , А . Ф . Закирова , Л . А . Беляева , С . В . Кондратьева , В . Г . Кузнецов , А . А . Брудный и др . [5, 6, 7, 8] Методологические основы герменевтики строятся на сочетании рационалистических и иррациональных форм познания , на преодолении разрыва между познавательными и эмоциональными его аспектами . По мнению А . Ф . Закировой герменевтическая интерпретация знаний о человеке ( учащемся ) и педагогической реальности представляет собой , с одной стороны , научное познание , исследование , изучение , а с другой – их постижение на основе вчувствования , вживания . В . Н . Дружинин механизм понимания « другого » видит в том , что , « используя метод понимания для познания психики другого человека путем вчувствования , мы конструируем « модели » психики другого в своей субъективной реальности » [9; с . 118]. Вот эта « модель другого », выстроенная в сознании учителя , и есть , по его мнению , отправная точка понимания . Положения герменевтической педагогики и психологии во многом обусловили наше видение описываемого эффекта понимания , который мы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=