Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 54 дело в жизни . В современноммире все чаще происходит иначе . Юноши и девушки , как правило , выбирают уже не профессию , а стиль жизни . Профессия , в таком случае , оказывается не столько самостоятельной целью и смыслом жизни , сколько средством достижения ожидаемого социального статуса и требуемого материального комфорта » [7]. Директор Центра социологических исследований МГУ С . П . Туманов подчеркивает , что современный студент педвуза не активен ( и в социальном , и в образовательном пространстве ). У большинства молодых людей преобладают прагматичные мотивы выбора профессии , а материальное стимулирование повышает мотивацию значительно выше , чем моральное [9]. Анализ анкетирования 180 первокурсников Тульского государственного педагогического университета им . Л . Н . Толстого в сентябре 2013 года также дает нам основание утверждать , что студенты не владеют навыками учебной деятельности , не могут самостоятельно находить необходимую им информацию в книгах и печатных СМИ ; эффективность использования глобальных информационных интернет - ресурсов также невелика , большинство опрошенных лишь общаются в социальных сетях и посещают сайты с « готовыми » рефератами и курсовыми работами , электронными библиотеками и интернет - версиями периодических научных и научно - популярных изданий пользуются единицы ( менее 1% опрошенных ). Таким образом , анализ психолого - педагогической литературы и результаты собственного исследования позволили нам определить , что у подавляющего большинства студентов на начальном этапе обучения возникают в обучении в вузе . Затруднения в познавательной деятельности рассматриваются нами как препятствия в понимании материала учебной дисциплины по различным причинам ; осознанном усвоении , воспроизведении и продуктивном использовании различных фрагментов этогоматериала ; понимание сущностных связей и отношений зависимости между различными изучаемыми объектами , явлениями и фрагментами описывающегоих знания . Проведенное нами исследование методом наблюдения , анкетирования , изучения продуктов образовательной деятельности студентов показало , что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия обучения ( ломка сложившего динамического стереотипа в учебной деятельности , приспособление к новым формам и режиму образовательного процесса и др .) – процесс достаточно болезненный . Им приходится преодолевать значительные трудности , проявляя при этом такие черты характера , которых не хватало в полной мере в старших классах школы – целеустремленность , решительность , настойчивость , самостоятельность , инициативу , умение владеть собой .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=