Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 46 « генератора идей », предлагая различные гипотезы успешной исследовательскойдеятельности . Дифференцированность заданий по выделенным группам позволяет отслеживать формирование личностных смыслов , интереса и развитие исследовательскихумений . В ходе работы с первокурсниками разных типологических групп , использовалось сочетание репродуктивных методов обучения с исследовательскими , что позволяло каждому студенту выстроить свой индивидуальный план овладения исследовательской деятельностью . Преимущественно при изучении первого модуля дисциплины « Педагогика » « Введение в педагогическую деятельность . История образования и педагогическоймысли » использовались задания на работу с различными источниками информации : отбор и анализ литературы , выявление закономерностей , установление причинно - следственных связей , сравнение , составление библиографии , аннотаций , рецензийи т . д . Поэтому при проведении аудиторных занятий было важно также найти такие методы и приемы , которые бы позволили в доступной форме презентовать знания ( формирование когнитивного компонента ) об исследовании , исследовательской деятельности , их видах и формах организации . С этой целью студентам предлагались различные формы организации учебно - исследовательской деятельности , такие как : подготовка рефератов , докладов , сообщений , разработка проектов , участие в обсуждениях на семинарах и др . Для более четкого понимания отличий данных видов исследовательской деятельности друг от друга , проводилась работа в форме « мозгового штурма » по выявлению особенностей представления полученных результатов исследования . С этой целью студентам предлагались вопросы следующего типа : « Что вы знаете об исследовательской деятельности ?», « Какие формы представления полученных результатов исследования мы можем использовать на занятиях ?», « Чем они отличаются друг от друга ?», « В чем специфика исследовательскихработ ?» идр . Большим потенциалом для формирования ценностного отношения студентов к исследовательской деятельности обладают диалоговые технологии , в частности учебные дискуссии , дебаты , диспуты . Для обсуждения предлагались различные историко - педагогические и художественные тексты , раскрывающие отношения учителя к профессии , к учащимся . Использование на занятиях художественных текстов содействовало развитию аффективной сферы будущих учителей . Такие тексты позволяли погружать студентов в реальную педагогическую ситуацию , побуждали сравнить ее со своим личным школьным опытом Так , например , при подготовке проектов по школам различных исторических эпох , студентам необходимо было « вжиться » в школьную ситуацию разных эпох , выявить отношения учителей тех времен к своей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=