Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 43 сторонами действительности , содержательно характеризующей деятельность человека и отличающейся тем большей активностью психологических процессов , чем более значим объект отношений для личности [8]. В структуре ценностного отношения к исследовательской деятельностимы выделяем триосновных компонента : - когнитивный компонент ( включает в себя систему усваиваемых студентами знаний о научном исследовании и исследовательской деятельности ), - аффективный компонент ( эмоциональная сторона отношения к исследовательскойдеятельности ), - деятельностный компонент ( непосредственное проявление отношения кисследовательскойдеятельностипутемучастия вней ). Для выявления ценностного отношения будущих учителей к исследовательской деятельности , нами было проведено локальное исследование с использованием следующих методов : наблюдение , анализ продуктов деятельности , беседа , интервью , анкетирование . Базой проведения исследования стал Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого , респондентами были студенты первого курса двух факультетов : истории и права и иностранных языков в количестве 150 человек . Когнитивный компонент ценностного отношения к исследовательской деятельности оценивался по выделенным показателям ( знание о сущности и структуре исследовательской деятельности , этапов организации исследовательской деятельности , методов исследования , видов исследовательских работ и др .) посредствомпредложения студентам блока вопросов анкеты . Главным признаком явилось наличие необходимых знаний ( знает «+») или их отсутствие ( не знает «-»). В ходе индивидуальных бесед и анализа продуктов деятельности студентов ( сочинения ) было выявлено понимание будущими педагогами значения и места исследовательской деятельности в труде педагога , а также видения ими роли исследовательских умений в эффективной организации исследования . По результатам интервью ( индивидуальных бесед ) и анализа сочинений студентов , можно выделить следующие понятия , которые студенты знают и правильно ( адекватно ) употребляют в нужном контексте : исследователь , анализ литературы , эксперимент , получение нового , представление результатов , цель исследования , изучаемый феномен , тестирование , испытуемые , методы исследования , исследование . Анализ работ показал , что эти понятия употребляют правильно только 22 % опрошенных . Оценивание аффективного компонента осуществлялось по следующим показателям : удовлетворение от исследовательской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=