Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 33 проблема ценности этого отношения [5]. З . А . Демченко отмечает , что специфика ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект - объектными связями , а межсубъектными отношениями , в которых онои реализуется [1; 2]. Ценностное отношение к педагогической деятельности формируется в процессе проживания студентом ( будущим педагогом ) определенной системы общечеловеческих ценностей , синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности как « значение - для - меня » ( по А . Н . Леонтьеву ), что адекватно становлению личностного смысла ценностного отношения к деятельности [2]. Из вышеизложенного следует , что формирование у студентов педвуза ценностного отношения к педагогической деятельности представляет собой процесс , который реализуется посредством различных психологических механизмов : интериоризации ( преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания ) [7], идентификации ( процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи , включение в свой внутренний мир , принятие как собственных норм и ценностей окружающих ), интернализации ( сознательное и активное восприятие окружающего мира , активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности ; принятие на себя ответственности , интерпретация значимых событий как результат своей собственной деятельности ). На основе проведённых теоретических исследований и опытно - экспериментальной работы , осуществляемой на протяжении двух десятилетий преподавателями и аспирантами кафедры педагогики ТГПУ им . Л . Н . Толстого под руководством А . А . Орлова в данном направлении , было выявлено , что эффективность формирования у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности предопределяется как внутренними ( мотивы учебно - профессиональной деятельности ), так и внешними условиями и факторами , к которым относятся : усиление воспитательного потенциала изучения педагогических дисциплин ; планомерная реализация системы связей между аудиторными и внеаудиторными формами работы студентов ; педагогическая направленность внеаудиторных занятий студентов ; применение интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий ( рефлексивных , тренинговых , проектно - исследовательских , обучение с развлечением (edutainment) и др .); квазипрофессиональная деятельность ( моделирование , создание реальных педагогических ситуаций ); гуманные субъект - субъектные отношения в системах « студент - педагог », « студент – студент » идр . Наш опыт работы по формированию ценностного отношения у студентов к профессиональной деятельности показывает , что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=