Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 32 профессиональной и социальной активности . Социальное и профессиональное поведение педагога , следовательно , зависит от того , как он конкретизирует ценности педагогической деятельности , какое место отводитим в своейжизни ( В . А . Сластёнин , Е . Н . Шиянов , И . Ф . Исаев ). В ходе профессиональной деятельности учитель овладевает различными педагогическими ценностями , которые представляют собой « нормы , регламентирующие эту деятельность и выступающие как познавательно - действующая система , которая служит опосредующим и связующим звеноммежду сложившимся общественныммировоззрением в области образования и деятельностью педагога » [11, с . 14]. Среди педагогических ценностей учёные - педагоги различают личностные , групповые и социальные , уделяя особое внимание первым [3; 4; 11]. При этом аксиологическое « Я » раскрывается как система ценностных ориентаций , которая « содержит не только когнитивные , но и эмоционально - волевые компоненты , играющие роль ее внутреннего ориентира . В нем ассимилированы как социально - педагогические , так и профессионально - групповые ценности , служащие основанием индивидуально - личностной системы педагогических ценностей » [11]. В . А . Сластёнин среди этих ценностей выделял самодостаточные - ценности - цели и инструментальные - ценности - средства [12]. У Милтона Рокича они называются соответственно терминальными и инструментальными ценностями [8]. Характеризуя названные ценности , учёные отмечают , что ценности - цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей , поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя . Ценности - средства подразделяются на ценности - отношения , ценности - качества и ценности - знания [11, с . 15-16]. Именно ценности - отношения , по утверждениюВ . А . Сластёнина , « обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами » [11, с . 15-16]. Теоретический анализ научных исследований по проблеме формирования ценностного отношения будущих учителей к профессиональной деятельности ( Т . С . Буторина , З . И . Васильева , З . А . Демченко , М . С . Каган , И . А . Колесникова , А . Н . Леонтьев , Н . Д . Никандров , А . А . Орлов , В . А . Сластенин , А . П . Тряпицына , Г . И . Чижакова , Н . Е . Щуркова и др .) позволяет представить феномен « ценностное отношение » как единицу психологического анализа личности ( А . Н . Леонтьев ) и как ценностно - смысловую позицию субъекта , которая возникает в ситуации свободы выбора студентов ( И . Ф . Исаев , М . С . Каган , В . А . Сластенин , Г . И . Чижакова и др .). Ценностное отношение к педагогической деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности . По словамМ . С . Кагана , проблема ценностного отношения к педагогической деятельности есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=