Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 25 На первом курсе при изучениимодуля « Введение в педагогическую деятельность . История образования и педагогической мысли » мы используем методы и формы обучения , подготовка и проведение которых предполагает осуществление студентами творческой познавательной деятельности по определенному вопросу , отбор и презентациюматериала , защиту собственной позиции , проявление умения ориентироваться в нестандартных ситуациях и т . д . К наиболее интересным формам проведения семинарских занятий относятся семинары - дискуссии и конференции . Так , например , мы проводили конференцию на тему « Просвещение в России в Х VIII – Х I Х вв .». Студентам предварительно было дано задание : « Подготовьте доклады о жизни и деятельности ведущих деятелей русского просвещения : М . В . Ломоносова , И . И . Бецкого , Н . И . Новикова , Н . И . Пирогова , Л . Н . Толстого , К . Н . Вентцеля , П . Ф . Каптерева и др .». Кроме основных докладчиков , была создана микрогруппа , которая получила индивидуальное задание : « Представьте , что вам необходимо на уроке рассказать учащимся о деятельности М . В . Ломоносова и Л . Н . Толстого . Подготовьте презентации для школьников разного возраста : « Азбука Толстого » ( для 5 класса ), « Открытия М . В . Ломоносова » ( для 7 класса ), « Философия Л . Н . Толстого » ( для 10 класса )». Данное задание ориентирует студентов на профессиональную деятельность педагога , показывая ее творческую составляющую , на необходимость отбора интересного , занимательного материала , его творческого представления школьникам . Подобные задания меняют характер подготовки к семинарскому занятию , поскольку предполагают самостоятельную творческуюдеятельность . В рамках данного модуля студенты впервые знакомятся с педагогическими текстами . Особый тип педагогических текстов - авторские произведения известных ученых прошлого и настоящего . В них представлена личностно - профессиональная позиция ученых - педагогов и поэтому важна совместная со студентами работа по ее раскрытию и пониманию , что способствует формированию у студентов базовой ценностной установки на выработку собственной профессиональной позиции [2]. При работе с текстами студенты получают задания , связанные с написанием сочинения - рассуждения , например , на тему : « Современный учитель : каким он должен быть ?». В этом сочинении студенты на основе анализа текстов имеют возможность высказать свое видение образа современного педагога и тех качеств ( личностных , профессиональных ), которые емунеобходимы . Кроме перечисленных форм занятий , достаточно актуальными , на наш взгляд , могут оказаться проблемные семинары - путешествия в историю педагогики , в ходе которых анализируемая проблема рассматривается в одновременном соотнесении различных по времени

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=