Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 12 смысла , идентификация , инсайт , столкновение и полагание смыслов , которые и обусловливаютформирование основных смысловых образований личности как ситуативныхкомпонентов смысловой регуляции , так и устойчивых смысловых структур ( Д . А . Леонтьев ). Изучение динамической смысловой системы как принципа организации смысловой педагогической реальности , иерархизация ранее разобщенных смыслосодержащих категорий , систематизация особенностей смысловой регуляции и смысловой сферы личности могут служить предпосылкой для анализа ценностных оснований профессиональногомышления учителя . Известно , что категориальные структуры мышления позволяют субъекту организовать и осмысливать поступающую к нему информацию . Трансформация общего категориального аппарата профессионального мышления учителя в индивидуальный способ анализа ситуаций , вычленения и решения педагогических задач имеет многоходовой , поливариативныйи творческий характер и в значительной степени зависит от уровня осмысления и восприятия педагогом ведущих социальных ипсихолого - педагогическихидейи технологий [7, с . 41-43]. К сожалению , освоение ведущих идей учительством как социально - профессиональной группой и каждым педагогом индивидуально – процесссложныйипротиворечивый . Особенномноготруднымон становится в условиях введения в действие нового Федерального закона « Об образовании в РФ » и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( начального , основного и среднего ( полного ) второго поколения , кардинально меняющих парадигму современного образования –« знаниевую » насистемно - деятельностную . К полученным в годы учебы в вузе профессиональным знаниям учителя присоединяется личный опыт педагога , во многом обусловленный конкретными условиями жизнедеятельности реальной школы , что зачастую порождаетэффект « когнитивногодиссонанса ». Противоречия между « должным », т . е . тем , чему учили в вузе , и « сущим », что требуют от учителя нормативно - правовые документы , руководители школы , старшие коллеги , традиции школы и др ., порождают необходимость приспосабливаться к профессиональной реальности и со временем стандартизуетмышление . « Отливаясь в стереотипы , стандартизация упрощает взаимодействия людей в обычных ситуациях , повышая его однозначность и определенность . Стереотипы – удобный способ классификации и систематизации материала , способ сделать окружающий нас мир более доступным пониманию . Количество и качество стереотипов зависят от личного опыта , они проявляются при взаимодействии людей с различиями по полу , возрасту , национальности , религии , культурному уровню . Можно сказать , что стереотипы облегчают восприятие стабильных структур окружающего мира .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=