Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(9). 2014

ГуманитарныеведомостиТГПУим . Л . Н . Толстого № 1(9), февраль 2014 г . 11 стрессогенными , и именно они зачастую приводят к педагогическим ошибкам при поиске учителем смыслов в той или иной педагогической ситуации . Обычно деструктивные конфликты возникают в ситуации , когда один из субъектов начинает действовать , ущемляя интересы других участников образовательногопроцесса . Считаем необходимым подчеркнуть , что осознание степени конфликтности ситуации и выбор стратегии выхода из конфликта в первую очередь обусловлены профессиональными ценностями учителя , стилем его мышления и деятельности . Педагог - гуманист , понимающий и принимающий мир детства , для которого главной ценностью образовательного процесса является личность ребенка и позитивная динамика его развития , большинство конфликтных ситуаций , проявляющихся как антагонистические , переведет в разряд проблемных педагогических ситуаций , являющихся разновидностью продуктивных ( конструктивных ) конфликтов . Такие конфликты на основе создания учителем ситуации успеха для ученика инициируют позитивный интеллектуально - эмоциональный фон взаимодействия и сотрудничества всех субъектов учебно - воспитательного процесса , что служит источником самоусовершенствования и саморазвития личностишкольника . И здесь мы разделяем позициюМ . М . Кашапова , утверждающего , что поиск проблемности определяет направленность профессионального мышления учителя . При этом он выделяет два уровня проблемности : ситуативный – решение комплекса текущих , актуальных педагогических ситуаций ; надситуативный – решение учителем проблемной ситуации , связанной с перспективой развития педагогического процесса . Ибо стратегическое управление таким процессом , как профилактика деструктивных конфликтов в профессиональной деятельности , невозможно без педагогической рефлексии и прогнозирования [6, с . 231- 235]. Именно стратегическое мышление позволяет надситуативно , системно , прогностически анализировать ситуацию , избегая педагогических ошибок , порождающих конфликты в процессе профессиональной деятельности . При этом важно учитывать , что стиль профессионального мышления учителя обусловлен личностными качествами педагога , средикоторых значительное место занимает степень его предрасположенностикконфликтам . Обобщая вышесказанное , можно с уверенностью утверждать , что трудности анализа педагогических ситуаций , способствующие их деструктивному , конфликтному развитию , обусловлены аксиологической направленностью профессионального мышления учителя , системой его профессиональных ценностей , этических установок и способностью крефлексии . Именно они могут служить источником смысловых барьеров , затрудняя движение основных механизмов смыслопорождения : индукция

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=