Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 8 С точки зрения Толстого , понимание сущности человеческой свободы связана с возможностью познания истины , ее признания или непризнания , приятия или неприятия [15]. Таким образом , свобода в понимании Толстого - свобода выбора истины , человек свободен не в совершении поступков , а в моральном выборе . Отсюда следует , что свобода – это стремление руководствоваться истиной в своем поведении . Выбор истины определяется разумностью , поэтому свобода есть разумное стремление к благу , а исполнение связано с стремлением руководствоваться истиной как идеалом , а не нормой ( правилом ) жизни . Это означает о необходимости ориентации на эти заповеди как на идеал , как на то бесконечное совершенство , к которому должен стремиться всякий человек . Свободное исполнение заповедей христианства означает в данном случае осознанное стремление к бесконечному совершенству . Поэтому человеку нельзя снижать в своем сознании требований идеала . Человек должен руководствоваться не умеренными правилами справедливости и филантропии , а именно идеалом полного , бесконечного , божеского совершенства . « Только стремление к этому совершенству , – подчеркивает Толстой , – отклоняет направление жизни человека от животного состояния к божественному настолько , насколько это возможно в этой жизни »[14, с . 169]. « Умеренное совершенство , – замечает Толстой , – теряет силу воздействия на души людей » [14, с . 169]. Поэтому учение Христа только тогда имеет шанс быть исполненным , когда оно требует абсолютного совершенства , т . е . слияния божественной сущности , находящейся в душе каждого человека , с совершенной волей Бога . Философскую разработку этого понятия Толстой предпринял еще в трактате « Царство Божие внутри вас ». « Усилие сознание » рассматривается им как целостная духовная установка , направленная на преодоление зла . Чтобы объяснить смысл и назначение « усилия » Толстой прибегает к аналогии из области сна : « Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся , когда сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его . То же надо делать и в жизни , когда она становится невыносима . В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой , высшей , духовной жизни » [13, с . 265-266], [14, с . 279]. Однако вопрос заключается в том , может ли , способен ли человек сделать такое усилие ; ведь тот же пример со сновидениями показывает , что человек чаще всего не в силах изменить течение событий , поставить под контроль сознания , « управлять » образами сновидений . В связи с этим главной проблемой , с которой пришлось столкнуться Толстому , стала проблема свободы воли как условия практической реализации усилия сознания . Возможность или невозможность свободы Толстой ставит в зависимость не от внешних факторов , обусловливающих поступки человека , а от внутренних причин , которыми человек

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=