Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 79 « свои » и « чужие »: к « своим » традиционно относятся представители разделяемой конфессии , религии или все верующие , к « чужим » - представители иной конфессии , религии или неверующие . Категоризации подвергается также и совокупность « сверхъестественных существ »: известны религии , в которых « высшие существа » располагаются друг относительно друга в иерархическом порядке , образуя своего рода « ранговую систему », позиции которой отличаются различной степенью « сакральности » и близости к Абсолюту . Более того , для религиозного дискурса характерно также распределение категориальных статусов среди объектов физического и социального мира : определённым образом упорядочены физические предметы ( в зависимости от степени их мифологизации , места в структуре религиозного нарратива или « роли » в отправлении религиозных культов ), индивиды ( в зависимости от характера и степени их мистического опыта , а также в зависимости от соответствия их образа жизни , поступков , деятельности религиозным нормам ), священнослужители ( в зависимости от характера и степени мистического опыта ). На основе категоризации строятся процедуры аналогии , позволяющие организовать и реорганизовать когнитивный опыт и систему знаний в соответствии с религиозными ценностями и догмами . Распространёнными являются стратегии соотнесения канонизированных и типичных повседневных ситуаций : адресанты религиозного дискурса , объясняя конкретные действия , поступки и положения дел , приводят в качестве аналога примеры из сакральных текстов , обращение к которым является основной и « предельной » объяснительной процедурой . Религиозная категоризация предполагает также применение процедур сравнения и оценивания , поскольку догматический характер религиозного дискурса « требует », чтобы индивид регулярно соотносил личный и « идеальный » мистический опыт , индивидуальные убеждения и догмы разделяемой им религии , личные модели поведения и поддерживаемые в институте религии нормы деятельности . Оценивание строится на моральных и нравственных положениях , формирующих основы религиозного учения . Базовая оппозиция « добро – зло », определяющая ключевые концепты и тезисы религии , выражается в операторах оценивания « хорошо » и « плохо », « приемлемо » и « неприемлемо », « допустимо » и « недопустимо ». Основной задачей использования таких оппозиций является ориентация адресата на этические нормы ( заповеди , правила , идеалы ). Как правило , положительная оценка связывается с каноническими либо с аналогичными им повседневными ситуациями , агентами действия , действиями , в то время как негативная оценка фиксирует отклонение от религиозных норм и правил . Показательно , что характерным для религиозного дискурса является развитие негативной оценки в наставление и рекомендации посредством обращения к образцу и авторитету .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=