Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 78 разделяется ограниченным кругом лиц или субъектами , обладающими определенным мистическим опытом . Рассмотрим особенности реализации базовых познавательных операций ( репрезентации , категоризации , интерпретации и конвенции ) в процессе религиозной дискурсной практики . Репрезентативные познавательные операции реализуются в дискурсном поле религии с помощью двух ключевых механизмов - о бобщения и конкретизации , которые позволяют выделить классы явлений и сущностей в предметном поле религиозного дискурса и оперировать абстрактными именами . Суть абстрактных понятий (« Бог », « спасение », « грех », « благо », « зло ») раскрывается за счёт конкретизации , их индуктивной « адаптации » к повседневным ситуациям , знакомым и понятным адресатам религиозной коммуникации . И напротив , повседневные ситуации дедуктивно обобщаются в религиозном дискурсе , что позволяет унифицировать все поле возможных поступков , намерений , интересов индивидов и « заключить » их в единую религиозно - идеологическую рамку . Конкретизация в религиозном дискурсе выражается также в перечислении знаковых событий , которые могут выступать в качестве « узловых элементов », образующих развёрнутые повествования и , в целом , Сакральный Текст . Операции обобщения и конкретизации в религиозном дискурсе выполняют функцию демонстрации не только действительного , но и должного положения вещей . « Синхронное » применение двух операций позволяет встраивать религиозный текст по образцу « морального размышления », при котором сравнивается « частный случай » ( конкретизация ) с абсолютной ценностью или нормой ( обобщение ). Более того , частное трактуется в религиозном дискурсе как производное от общего , то есть – Абсолюта . Это отличает этот тип дискурса от , например , политического дискурса , в котором общее может конструироваться как сумма частного ( сравним : « Мы все во власти Бога » и « Судьба страны зависит от твоего выбора »). В целом , если в политическом дискурсе репрезентация выполняет скорее конструирующую функцию , то в религиозном – нормирующую ( если в политике « описать » означает смоделировать ситуацию , то в религии – оценить ситуацию с моральной точки зрения ). Однако , следует признать , что для институционального дискурса в целом характерно доминирование обобщения над конкретизацией , что можно объяснить общей установкой на подчинение частных целей и ценностей институциональным . Основной задачей категоризации как познавательной операции религиозного дискурса является разделение предметной области на значимые « сегменты », противопоставление которых имеет определённый смысл для реализации задач религиозного дискурса . Как и для политического дискурса , для религии характерно выделение категорий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=