Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 77 ( артикуляция ) ценностей и норм как жизнедеятельности , так и собственно религиозной коммуникации . Известное изречение « вера не нуждается в доказательстве » свидетельствует о специфике религиозного познания : знание конструируется на основе догм и мистических переживаний , а истина понимается не как соответствие действительности , а как совпадение с Абсолютом , знание о котором зафиксировано в сакральном тексте . Адекватная трансляция сакрального знания и опыта предполагает максимально точное понимание религиозных моральных максим , что достигается с помощью недвусмысленного их формулирования и « консервативного » ( неизменного о своей форме ) воспроизведения . Сакральное мироощущение предполагает такую картину мира , при которой реальность понимается как « производная » от сверхъестественных сил , соответственно , постижение и интерпретация действительности зависит от опыта их ( сил ) познания . Из этого следует , что существует достаточно жёсткая « иерархия » текстов , в которых зафиксирована и толкуется действительность , организованная по критерию их истинности , то есть соответствия сакральному знанию . Эта иерархия выстраивается от Сакрального Текста , содержащего набор абсолютных догм , до ложных текстов . Собственно религиозный дискурс в этой связи организуется как механизм оценки истинности или ложности тех или иных высказываний и текстов . Это означает , что религиозный дискурс в достаточной мере располагает аргументативными средствами . Толкование , пояснение содержания сакрального текста – это типичные эпистемические операции , свойственные любой религии . Аргументация в религиозном дискурсе адаптирует канонически - догматическую основу религиозного учения к конкретным ситуациям повседневного действования . Религиозный дискурс выстраивается субъектами таким образом , что каждая рутинная ситуация может быть оценена с позиций религиозного учения , ей может быть приписан определённый ценностный статус , а оценочные действия подкрепляются определённой аргументацией . Ряд исследователей [3], [4] обращают внимание на такую интересную особенность религиозного дискурса , как презумпция искренности субъекта дискурсной практики , высказывания которого могут быть оценены как « ложные » или « истинные », « правильные » или « неправильные », но никогда – « преднамеренно ложные » или « манипулятивные ». Субъект , с точки зрения религиозной дискурсной практики , может заблуждаться , но никогда не обманывает , если он рассуждает в « режиме » религиозного дискурса . Эта особенность существенно отличает религиозный дискурс от политического и сближает его с научным дискурсом . Уточним , что истинность интерпретирующего высказывания религиозного дискурса связывается с аутентичным смыслом сакрального текста , знание которого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=