Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 76 текста . « Консервация » языкового узуса ( а , следовательно , и семантических структур ) предполагает сохранение догматического потенциала дискурса , ориентацию на точное воспроизведение сакрального текста , в котором , как полагается , зафиксировано « истинное знание ». Широкий спектр языковых средств , используемых в религиозном дискурсе , безусловно , обогащает его с эстетической точки зрения , делает его наряду с художественным дискурсом наиболее лексически насыщенным и стилистически ярким дискурсом . В то же время , язык религии исключает инвективную , приниженную , простонародную и табуированную лексику . Это связано с особенностями системы референций , репрезентируемых языком религиозного дискурса : божественное , сакральное , высшее , сверхъестественное не может быть помысленно в терминах « приземлённых » феноменов , они всегда « над » обыденным , а стало быть , требуют специфичных имён и эпитетов , то есть – специфичного словаря для их репрезентации . С точки зрения речевых актов религиозный дискурс насыщен высказываниями перформативного характера : использование сакральных имён , высказываний , текстов означает актуализацию мистического трансцендентного опыта , своего рода « заклинания » мира . Прагматика использования таких речевых феноменов религиозного дискурса , как мантры , молитвы , воззвания и т . д . состоит в попытке иррационального перехода из области обыденного , повседневного в область сакрального , мистического , сверхъестественного . Перформативность религиозного дискурса состоит также в обильном использовании высказываний , имеющих силу институционального действия . Отречение от Церкви , саноположение , покаяние , крещение , исповедь – все эти действия вербализуются , сопровождаются клишированными высказываниями , а в ряде случаев ( например , исповедь , анафема , воззвание ) полностью сводятся исключительно к речевым актам . Эта особенность сближает религиозный дискурс с юридическим и , частично , политическим , которые также используют речевые акты в качестве полноценных институциональных действий . Характерное для религиозного дискурса использование таких языковых средств , как антитезы (« добро – зло », « рай – ад », « бог – человек », « вечное – тленное », « бесконечное – предельное »), безличных конструкций , языковых средств с негативной и положительной коннотацией свидетельствует , с одной стороны , о попытках более точно маркировать и описать область Абсолюта как центральной темы религиозного дискурса и , с другой стороны , о выполнении определённых эпистемических операций репрезентации , категоризации , интерпретации . Эпистемические операции религиозного дискурса . Одной из основных черт религиозного дискурса является открытое , а не завуалированное представление

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=