Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 74 являющиеся при этом иррациональными . С религиозной точки зрения , восприятие физических , социальных и психических феноменов как автономных выражает наивный взгляд на положение вещей . Семиотически говоря , предметы первого уровня в религиозном дискурсе выступают в качестве означающих по отношению к предметам второго уровня , в то время как последние – в качестве « сверхозначаемого ». Эта особенность определяет достаточно высокую степень конвенциональности репрезентантов религиозного дискурса : не случайно приметы , предзнаменования , знамения являются типичными репрезентациями действительности именно в религиозном дискурсе . В некотором отношении аналогичная ситуация характерна для медицинского дискурса , в котором диагностические процедуры также выстраиваются относительно « знаковости » ( симптоматичности ) процессов и явлений . Однако различие заключается в том , что медицинский дискурс фактически « не выходит » за пределы физической ( и психической ) реальности : одни физические феномены являются симптомами других , но также относящихся к физическому миру . В то же время религиозный дискурс специфичен « онтологическим смещением » в его предметной области , при котором предметы одной « онтологической области » определяются предметами другой « онтологической области ». Известно определение религии , предложенное Тайлором , в соответствии с которым она трактуется как « верования в духовные существа ». Важно отметить , что категория духовного в религиозном дискурсе понимается как то , что характеризует не только « сверхчеловеческие силы » ( что может иметь отношение и к предметам физического мира ), но и в буквальном понимании « сверхъестественные » силы , то есть не являющиеся результатом естественных (« материальных », физических ) процессов . Между тем , некоторые разновидности религиозного дискурса практически не противопоставляют духовные и материальные предметы и , соответственно , их центральным предметом являются не « духовные существа », но « вечные существа » - таковы , например , боги античного пантеона , которые трактовались в античном религиозном дискурсе как « не менее материальные », чем иные живые существа , однако , их отличие понималось в преодолении ими смерти , в конечности существования . Но и в этом случае мы имеем дело с категорией « сверхъестественного », которая фиксирует нарушение физических законов , « чудо », а значит , во - первых , не принадлежит к физической предметной области и , во - вторых , трактуется как причина или условие физического (« материального ») мира . Это достаточно сложная система предметов и референций религиозного дискурса , и она предполагает , что индивиды должны переживать мистический иррациональный опыт или предпринимать усилия по воображению иной , отличающейся от наблюдаемой материальной , реальности . Комплекс таких воображений обозначается как иррациональная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=