Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 73 ( например , буддистская « Книга мёртвых », представляющая собой подробное « пособие по умиранию »). Реализация религиозным дискурсом прогностической цели также имеет нормирующий и упорядочивающий эффект . Особенность религиозного прогноза состоит в том , что он не строится на рациональных суждениях , а выводится из сакральности и сверхъестественности религиозного опыта . Фактически , прогноз в религии есть такая проекция настоящего в будущее , при которой « верное » или « неверное » положение вещей экстраполируется на некоторое будущее состояние . При этом преследуется цель поддержки базовых религиозных ценностей и принципов : « устрашающий » или , напротив , « успокаивающе - терапевтический » характер религиозных предсказаний свидетельствует об их моральном воздействии , усиленном фасцинативными действиями . Телеология религиозного дискурса выстраивается относительно объяснения необходимости стремления , а также путей достижения непосредственной связи с Абсолютом , что мыслится в контексте установленных догм , норм и правил ( то есть в контексте нормирования ), которые и характеризуют определённое религиозное учение . Сохранение и передача в неизменном виде сакрального знания предполагают наличие комплекса референций , составляющих предметную область дискурса . Связь между целями и предметами религиозного дискурса обеспечивается , с одной стороны , интенциями участников дискурсной практики ( например , представление о Боге может подразумевать интенцию достижения божественного состояния , а значит – упорядочивание индивидуального опыта в соответствии с канонами ), и с другой стороны – социальными представлениями и укоренёнными в коллективном сознании образами и архетипами . Предметная область ( система референций ) религиозного дискурса . Поскольку для религиозного дискурса основополагающей проблемой является проблема веры , то предметная область религиозного дискурса включает в себя рационально непознаваемые явления , трактуемые как « истинно существующие » и доступные восприятию в ходе мистического опыта . Поскольку субъект всё же рационализирует явления и отношения в дискурсной практике , то возникает противоречие между характером предметного поля религиозного дискурса и содержанием последнего . Иными словами , религиозный дискурс характерен тем , что существует необходимость говорить и мыслить о вере , которая является принципиально не удовлетворяемой семиотически . Рассмотрим подробнее , в чем состоит эта проблема . Религия обладает достаточно сложной системой референций , которые имеют , как минимум , два уровня : доступные наблюдению предметы и явления ( физические , социальные , психические ) и сущности , полагаемые как причина явлений первого уровня , но

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=