Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 72 утверждение путей непосредственной связи с Абсолютом как высшей ценностью , предельной причиной бытия . Отметим , что религиозное понимание Абсолюта и связи с ним отличается от научной трактовки истины : Абсолют не конструируется , он не может быть истолкован как « форма психического состояния » ( Кьеркегор ) или « идеологический конструкт » ( Альтюссер ); он есть данность , точнее - « сверхданность », диктующая саму себя сознанию индивидов . В связи с этим , дискурс религии выстраивается в связи с идеей идеала и сообразно способам его достижения . Религиозный дискурс ориентирован на описание и интерпретацию положений религиозного мировоззрения , включая характерные для него ценности , нормы , идеи , мифы , нарративы . Предоставление информации об основных догмах , институциональном устройстве религии , способах мистического опыта и путях достижения связи с Абсолютом ( ср . христианское « свидетельство о вере и Церкви ») подкрепляется , как правило , явным или скрытым утверждением истинности данных положений . Поскольку религия предполагает трансляцию сакрального знания , содержание которого трактуется как « доступное избранным », то предполагается идентификация статуса « избранного », приписываемого адресанту : его высказывания должны восприниматься как адекватные содержанию религиозного учения , он сам должен обладать необходимым мистическим опытом или же определённым статусом в церковной иерархии . Высокая нормативность религиозного дискурса характеризует религиозный дискурс также и в аспекте нормирующей , прогностической и технологической целей . Высказывания в религиозном дискурсе могут быть направлены на оценку положения вещей в соответствии с установленными и закреплёнными нормами . Представители церкви наделяются статусом посредника между человеком и Абсолютом и , следовательно , воспринимаются как обладающие полномочиями выносить оценочные суждения , которые в религиозном дискурсе выполняют строго нормирующую функцию , фиксируют требования и предписания к действиям индивида . Религиозный дискурс в этом отношении может выступать как механизм сохранения и воспроизводства общественного и культурного порядка . Религиозный дискурс используется с целью упорядочивания и сохранения общественных отношений , что возможно не только за счёт актуализации ценностей и норм , но и с помощью построения дискурса относительно изменения положения вещей . Необходимость изменений объясняется стремлением человека к спасению и , в конечном итоге , - ( вос ) соединению с Абсолютом . Религии в той или иной степени располагают описанием последовательности организации опыта , что , как полагается , способствует одобряемым способам достижения высшей религиозной цели . Подобные описания имеют характер либо максим и предписаний , либо даже детального технологического описания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=