Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 71 В условиях коммуникации дискурсная проблема выражается и переживается субъектами в форме дискурсно - речевого конфликта (« нехватки средств выражения »), характеризующегося тем , что субъект испытывает затруднения в развитии темы , выражении и формировании знания , ориентации в точках зрения , нормах и предписаниях к речевому поведению , оценке контекста общения , etc. Подобный дискурсно - речевой конфликт как индикатор осознания субъектом дискурсной проблемы возникает из побуждения говорящего не просто « конструировать речь » из доступных и известных ему языковых элементов , но , главным образом , адаптировать языковой и текстовый потенциал изменяющемуся контексту , в том числе экзистенциальному . Эти обстоятельства наиболее полно представлены в отношении базовой проблемы религиозного дискурса . В этой статье мы рассмотрим характер обусловленности содержания религиозного дискурса его базовой коммуникативно - когнитивной проблемой . Уточним , что под религиозным дискурсом мы понимаем здесь регламентируемую определёнными историческими и социокультурными кодами ( традициями ) смыслообразующую и смысловоспроизводящую деятельность , направленную на формирование , трансляцию и изменение догматического мышления , сакрального мироощущения и мистического опыта . Религиозный дискурс строится в отношении решения проблемы веры ; и эта проблема обнаруживается в принципиальной рациональной недоказуемости тезиса , выражающего истину , которая трактуется как высшая ценность . Речь идёт о противоречии между пониманием , с одной стороны , мистических переживаний и духовного познания сверхъестественных феноменов как высшей ценности и , с другой стороны , принципиальной неприменимостью методов рациональной коммуникации к их познанию и трансляции . Эмоциональное переживание мистического опыта полагается как предмет коммуникации , поскольку передача подобного опыта , рассказ о нем и понимание его содержания есть одно из условий воспроизводства религии . Однако вербальная форма этого опыта принципиально не совпадает с его концептуальным содержанием , требует внерациональных способов выражения , в то время , как язык и речь , как известно не являются таковыми . Иными словами , религиозный опыт непредсказуем , но в то же время должен быть пересказан , поскольку в религии полагается необходимость воспроизводства ценностей , фундирующих её . Эти характеристики интегральной проблемы религиозного дискурса позволяют описать ряд общих наиболее специфичных его черт . Цели религиозного дискурса . Религиозный дискурс в функциональном аспекте представляет собой смысловоспроизводящую деятельность , ориентированную на поиск и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=