Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 7 Бытие , по мнению Вентцеля , - космос , или « вселенская жизнь », проявляющая себя как « целостное единство вселенской жизни », упорядоченная система . Именно целостность бытия по Вентцелю « позволяет « говорить о ней как о космосе , в противном случае … мы имели бы не космос , а хаос , т . е . беспорядочное нагромождение не связанных между собою элементов , приходящих в случайное столкновение между собою , причем эти столкновения не регулировались бы никаким закономерным порядком . В противоположность хаосу вся мировая жизнь является дл нас , как мы верим в это космосом , а не хаосом , т . е . известным упорядоченным единством » [10]. Это положение определяет оригинальное религиозное миропонимание мыслителя , отвергающего традиционную религию как фактор догматического , а , следовательно , насильственного воспитания и образования . Согласно Вентцелю , космическое и социальное представляют собой определенные формы организации жизни , которые имеют определенное сходство , а их системность определяется общностью и целостностью . Общество , определяющее социальную форму бытия , представляет , по мнению мыслителя , « то целостное единство общей жизни , которой живет некоторая совокупность людей », что « подразумевает определенный порядок », а « там , где этот порядок отсутствует , там отсутствует целостность и единство , и там не может быть и речи о существовании общества в собственном смысле слова ». Общество , индивидуум являются составными частями космоса , элементами космического бытия . Таким образом , в понимании Вентцеля , единство бытия проявляется через его составные части : космос , общество , индивидуум . Человек – составная часть общества и космоса . Поэтому целью и смыслом человеческой и общественной деятельности – соответствие той целостности и гармонии , которая характерна космосу и космическому сознанию . Определяя смысл космической гармонии как « идеальное состояние совершенства », мыслитель характеризует это состояние как « свободное творческое сознание , обнимающее собой наиболее полное и совершенное сознание космоса , наиболее полное и совершенное сознание человечества в целом и наиболее полное и совершенное сознание себя как творческой личности , которая в каждом шаге своей жизни тесно связана с жизнью Космоса и Всего Человечества » [10]. Вентцель подчеркивает , что цель человечества – созидание творческого сознания , которое является олицетворением свободы , гармонии и солидарности . Истоки метафизического миропонимания К . Н . Вентцеля восходят к религиозно - нравственному учению Л . Н . Толстого . Вентцель долгое время был увлечен анархистскими идеями великого мыслителя , которые , несомненно , оказали значительное внимание на формирование его мировоззрения . На наш взгляд , этика Вентцеля , основанием которой является идея бесконечной свободы , обозначила основные приоритеты его прикладной философии – педагогики .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=