Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 63 Отталкиваясь от положения , что жизнь невозможна без страданий , мыслитель задается вопросами : « Почему мы терпим материальную нужду и не пользуемся комфортом , когда богатства и силы природы неисчерпаемы ? Почему на старости лет мы остаемся без крова и умираем от лишений ? Зачем отец семейства надрывается один для прокормления своего многочисленного семейства ? Почему , умирая , множество людей оставляют свои семьи беспомощными ? Почему всю жизнь мы должны страдать за судьбу своих близких ?..» [6, с . 6]. Он полагает , что такое положение вещей способно изменить максимальное использование совершенной техники . Именно техника способна , по его мнению , заставить « природу работать как раба » [7, с . 7]. Оценивая современные ему поселения , мыслитель самым уничижительным образом воссоздает атмосферу городских жилищ : « Дома грязны , пыльны , полны насекомых , бактерий , миазмов , кухонного чада , тяжкой суеты людей …» [6, с . 14]. Для преодоления такой ситуации К . Э . Циолковский предлагает проект создания общественных домов , устроенных по самому последнему слову науки . В этих практически вечных домах , выстроенных из металла , камня и стекла предстоит жить будущему человечеству , которое пройдет и преодолеет серьезные испытания на прочность . Так , он полагает , что со временем на планете Земля образуются два мира . Один мир – мир избранных , совершенных . Другой мир – мир всех остальных . И со временем в живых останутся только самые достойные … Именно этим достойным предстоит « завоевать свою солнечную систему » и отправиться на завоевание всей Вселенной . Он пишет : « Воля человека и всяких других существ – высших и низших – есть только проявление воли Вселенной . Голос человека , его мысли , открытия , понятие истины и заблуждения есть только голос Вселенной » [6, с . 14]. Как и Н . Ф . Федоров , этот российский естествоиспытатель разрабатывает деятельный идеал , претворяющийся в мыслях о заселении и преобразовании Солнечной системы . К . Э . Циолковский , по сути , предвосхищает широко ныне обсуждаемый в научных кругах антропный космологический принцип – идею самопознания природы через человека . По утверждению Циолковского , материя в человеческом образе поднимает вопрос о смысле своего существования и стремится к получению ответа . Согласно современным трактовкам антропного принципа , человеческий разум предстает естественным и закономерным космическим фактором , ускоряющим , с определенного момента , процессы развития Вселенной . Идеалом К . Э . Циолковского предстает активное участие человека в жизни Вселенной , ее преобразование во имя распространения разума и счастья на космических просторах . В беседе с А . Л . Чижевским в июле 1925 года он замечает : « Перед людьми – колоссальное богатство , невероятные возможности , только надо уметь ими воспользоваться . Богатство Вселенной с бесконечным количеством миров , звезд и планет , с неисчерпаемым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=