Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 57 75]. Очевидно , что подобные исходные принципы противоречат основным методологическим установкам неоаналитической философии языка , как ее холистской ветви , которая испытала влияние натурализированной эпистемологии , – это прежде всего сам Куайн , Дэвидсон и его последователи , так нехолистской ветви , тяготеющей к идеям социальной природы языка позднего Витгенштейна и Даммита . И все же , несмотря на то , что имеются серьезные расхождения между аналитиками и генеративистами относительно целей и способов исследования языка , сегодня среди аналитиков все чаще стали раздаваться голоса против « кабинетной » философии языка в духе Дэвидсона и Даммита в пользу создания натурализированной семантики , опирающуюся на более ясную научную методологию . Вместе с тем позиция Хомского подвергается критике со стороны тех аналитиков , которые считают понятие практики фундаментальным в нашем исследовании языка . Так , по мнению Бейкера и Хакера , сторонники генеративной грамматики игнорируют в своих как раз те гибкие прагматические принципы , без которых функционирование естественного языка становится попросту невозможным . « Полагать , – отмечают они , – будто правила лишь ожидают своего открытия лингвистами теоретиками , значит путать соответствующие формы объяснения нормативных феноменов с теми формами объяснения , которые подходят только физическим наукам »[10, с . 334]. Таким образом , имеются серьезные расхождения между аналитиками и генеративистами относительно целей и способов исследования языка . Многих аналитиков интересует нормативно - критический или метафизический потенциал актуализации лингвистической темы , тогда как генеративисты озабочены научным исследованием проблемы языка и мышления с соответствующей рефлексией критериев научной методологии . Вместе с тем , они выносят на повестку дня тему , имеющую явный философский резонанс в рамках онтологии сознания и бессознательного – тему внутреннего механизма , отвечающего за языковую способность . Гуманитарная программа постаналитической парадигмы связана с тем фактом , что в XX в . разработка проблемы взаимосвязи языка и мышления не являлась исключительной прерогативой аналитической традиции . Среди наиболее влиятельных течений в современной философии данная тема в отчетливой форме была поставлена в феноменологии , герменевтике и постструктурализме . Наличие одной и той же темы в различных традициях уже само по себе является основанием для проведения сравнительных исследований , и поэтому , начиная с 80-90 гг . XX в . наблюдается рост числа публикаций , посвященных аналитической и континентальной философии . Подобные исследования вызваны как потребностями обнаружения параллелей , совпадений или же , наоборот , разногласий в трактовке тех или иных философских проблем ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=